ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ: МОДУЛЯЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ГИБКОСТЬ ВНИМАНИЯ
В иерархии систем мозга различают три уровня [ MacLean, 1985],
каждый из которых соответствует набору возможностей саморегуляции. Уровень 1 — это ствол мозга, который расположен в основании мозга и в верхней части позвоночного столба. Ствол мозга интегрирует сенсорные импульсы от тела и окружающей среды и регулирует состояние возбуждения через вегетативную и вагальную нервные системы организма и кортикостероиды, которые вырабатывает гипоталамико-гипофизарно-надпочечниковая ось [Geva & Feldman, 2008; Porges, 2007]. Модуляция возбуждения помогает младенцу достичь первого уровня саморегуляции — аттенциональной гибкости. Для того чтобы иметь возможность гибко переключать внимание в ответ на внешние и внутренние стимулы, младенец должен уметь поддерживать уровень физиологического и мозгового возбуждения, достаточный для концентрации внимания, но не настолько интенсивный, чтобы внимание прерывалось или путалось. Если модуляция возбуждения не налажена к четырем месяцам, младенцы склонны реагировать на внутренние со- стояния возбуждения и испытывать трудности в регуляции внимания
[Geva & Feldman, 2008]. Дети, чьи родители эмоционально поддерживают их и последовательны в своих действиях и чьи семьи имеют социально-экономические преимущества, как правило, развивают прочные основы модуляции возбуждения и хорошую аттенционную способность к четырем годам [ Berthelsen, Hayes, White, & Williams, 2017].
У ребенка развивается целостность ствола мозга, и связи между ним
и системами мозга более высокого уровня, а также более комплексные
способности к сенсорной интеграции и модуляции возбуждения. Эта
реляционная или межличностная основа позволяет ребенку начать
развивать ранние формы других ключевых способностей саморегуляции (например, тормозной контроль, контроль усилий, рабочая память и корегуляция эмоций с первичными сиделками) в первые три года жизни [Geva & Feldman, 2008].