Тренинг общения Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
27 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ЧУВСТВО ЗАВИСТИ​ Зависть очень неприятное чувство. Если мы ощутили укол зависти ​или нас полностью…

ЧУВСТВО ЗАВИСТИ​

Зависть очень неприятное чувство. Если мы ощутили укол зависти ​или нас полностью затопило это чувство, то мы больше не чувствуем ​себя хорошо, неизбежно оказываемся «в худшем положении», убежда​емся, что совершенно незаслуженно оказались хуже других, и нет ни​какой возможности это изменить. Мы чувствуем, что наше самолюбие
​уязвлено. Признаем мы это или нет, но наша самооценка пошатнулась, и ​нам придется ее восстанавливать. При такой уязвленности мы обижены, ​обозлены и деструктивны, но не явно, а втайне. Неудивительно, что мы ​начинаем отрицать свою зависть и считать завистниками других, то есть ​проецировать на них собственную
зависть.

​Более того, «завидовать» означает вызывать осуждение человек ​ведь не должен завидовать. Зависть это одно из отверженных, пре​зренных чувств. Люди очень боятся зависти. Кант писал: «Зависть при​надлежит к отвратительному семейству неблагодарности и злорадства». Кант описал эмоциональную среду, в которой «гнездится» зависть: не​благодарность и злорадство. Кому же хочется испытывать такое «отвратительное» чувство, не говоря уже о том, чтобы это происходило
​в присутствии других? В таком случае человек оказался бы вдвойне
​«отвратительным»: как человек, у которого ничего нет («было бы свое
​не завидовал бы»), и как человек, переживающий такое отвратитель​ное чувство. И все же зависть крайне важно замечать.

Зависть часто ​бывает замаскирована; она является невероятно агрессивной, атакую​щей нашу самооценку и самооценку других людей. Если же наша самооценка постоянно подвергается нападкам, то мы становимся гораздо менее креативными, чем могли бы быть, гораздо менее компетентными ​в повседневной жизни; мы довольны жизнью меньше, чем могли бы, ​мы реагируем более враждебно и, возможно, даже агрессивно. Если же мы заметим свою зависть, то необязательно отреагируем завистливо; мы можем огорчиться, что нас наполняет зависть, и постараться понять ​себя в этой ситуации, но мы вряд ли поведем себя каким-то разруши​тельным образом.

​Однако каждое чувство имеет свою функцию в психике, свой смысл. ​Каков же смысл тягостной и осуждаемой зависти? Когда мы завидуем,
​то жаждем того, что другие якобы или на самом деле имеют, могут,
​получают, или кем они являются; при этом мы уверены, что у нас этого
​нет и мы не можем это получить или стать такими и это, в конечном
​счете, несправедливо. В чувстве зависти выражаются одновременно ​страсть и желание, связанные с убеждением, что мы не можем полу​чить то, чего так сильно хотим. Иначе говоря, чувство зависти указы​вает нам на то, что мы утратили согласие с собой. Мы что-то должны
​изменить либо нашу жизнь в лучшую сторону, либо представление ​о себе; мы должны лучше адаптировать образ себя к реальности или же
​изменить реальность.

Чувство зависти это не только нападение на самооценку, оно так​же играет крайне важную роль в долгосрочном регулировании Я-кон​цепции. Зависть заставляет нас снова и снова задаваться вопросами, ка​кую жизнь мы себе создаем, какие из своих талантов реализуем, верно ​ли себя воспринимаем. Мы не можем позволить себе и дальше проеци​ровать зависть на «других», тем самым мы лишаемся способа
ре​гулировать свою самооценку, становимся менее компетентны в жизни и ​склоняемся к ненависти, мести и скрытому деструктивному поведению. Мы должны научиться более продуктивно обходиться с чувством зависти. А для этого нам необходимо уметь распознавать в себе проявления ​зависти.

По понятным причинам мы вытесняем собственную зависть, поэтому ​нам непросто обнаружить в себе ее проявления. Попытаемся разобрать​ся, за какими психическими феноменами может скрываться зависть.​Вытесненное чувство зависти может играть свою роль в появлении ​внезапных, необъяснимых перепадов настроения. Стоит задаться вопросом о зависти и в тех ситуациях, когда люди говорят, что вдруг
почувство​вали себя «совсем пустыми». Конечно, переживание «пустоты» может ​быть вызвано и вытеснением других чувств, например, враждебности, ​но стоит подумать и о зависти. Также
и в случае «отсроченных» агрес​сивных вспышек, когда чувствуется,
что они вообще-то не соответству​ют ситуации, которая их якобы
вызвала, следует задуматься, не был ли ​таким образом «преодолен» приступ зависти, при котором человек или ​вещь были глобально и основательно обесценены.

Самый обычный пример того, ​как люди обходятся с завистью.
​На вечеринке двое мужчин играют на фортепиано. Им обоим око​ло 35 лет, когда-то они вместе учились. Царит хорошее настроение, ​гостям особенно нравится, что они играют по очереди. Вдруг один из ​них резко обрывает игру, говорит, что все это ерунда, подходит к окну и ​смотрит вдаль. Он явно сторонится общего веселья, выглядит расстро​енным. Присутствующие несколько раздражены, но второй музыкант
​продолжает играть и инцидент остается почти незамеченным.
​Что же произошло с этим человеком? Позднее он рассказал, что ​вдруг почувствовал себя опустошенным, вдруг ему просто стало ​очень скучно, «тошно». На вопрос, что могло бы вызвать это ощу​щение, он сказал, что заметил, что другой играл лучше, чем он, ​что его коллега больше угодил публике и получил больше апло​дисментов. ​И тут у него вырвалось: «Всегда я только второй. Я так рассер​дился на Ф. [на коллегу], что внутри возникла большая волна гнева ​и меня захлестнуло ощущение, что жизнь совершенно несправед​лива. Это пронзило меня насквозь, и я чуть не рухнул от бессилия. ​У меня были конечно, только мельком фантазии отравить ему ​напиток или ударить крышкой
клавиатуры по его прекрасным рукам. ​Конечно, я никогда себе не позволил бы такого, это было бы слишком ​примитивно, и я отставил эти чувства в сторону. Я сказал себе: «Хватит ​​уже так по-дурацки страдать!» А потом мне стало горько, стало тош​нить, хотя я ничего не пил, а потом .. На тебе! Этот парень подошел ко ​мне и сказал, как здорово, что мы раззадориваем друг друга игрой, и ​предложил вместе импровизировать,«давай начнем!» Ему будто было ​грустно, что я больше не хотел с ним играть, но так ему и надо!» А потом
​добавил: «Наверное, ему совсем не было грустно, внутренне он наверняка торжествовал.»

Этот эпизод можно рассматривать как самый обычный пример завистливой динамики: чувство зависти переживается как укол, затем вытесня​ется, возникает особое, враждебное отношение к себе и другим. Не со​всем обычным в этом примере является то, что этот мужчина смог очень ​точно описать то, что с ним произошло, и что он признал свои фантазии о мести. Зависть требует мести, в данном случае, довольно разрушитель​ной. Месть сделала бы его сильнейшим, принесла бы абсолютную побе​ду. Ведь яд мог бы убить коллегу, а
удар крышкой по пальцам был бы как ​минимум очень болезненным.

​В этом описании очевидно, что этот самый неприятный сдвиг настро-
​ения происходит в тот момент, когда человек подавляет зависть и ее
саморазрушительные аспекты. Получается, что подавление зависти никак ​не может быть решением проблемы. ​Возможно, его коллега бессознательно предлагал выход из ситуации ​зависти. Он предложил общее дело, при котором на первый план выхо​дит переживание «мы», а не сравнение, и становится возможным игро​вое конструктивное соперничество. В нашем примере завистник не смог ​принять это предложение, так как в нем были слишком сильны чувство ​зависти и связанная с ним убежденность в своем униженном положении, ​его самооценка была слишком низкой.

Предложение, которое вполне ​могло бы привести к тому, что зависть была бы переведена в конструк​тивное соперничество, было, напротив, пропущено через призму зави​сти: «Он так мало уязвим для
зависти, что может вести себя по-доброму, ​он настолько уверен в себе, что смог сделать такое безумное предложе​ние. В конечном счете он победит». Завистник уступил объекту своей ​зависти тот триумф, о
котором мечтал сам.

​Триггером такой динамики зависти стало то, что завистник заметил, ​что игру его коллеги публика прнимала лучше, но это могло быть как ​реальностью, так и его субъективным восприятием. В ситуациях, вызывающих зависть, мы не объективны: мы видим достижения, качества, ​имущество других и их самих как под лупой, и преуменьшаем то, что имеется у нас. Возможно, эта ситуация повторяется в жизни этого завистника под влиянием его комплекса. На это указывает фраза, вырвав​шаяся у него, что он всегда бывает только вторым. В своей жизни он не ​раз сталкивался с тем, что не занимал того положения, которое он ​единственный ребенок в семье считал для себя подходящим. ​

Он не мог справиться с этой завистью. Справиться с ней означало бы, что он ощущал бы свою зависть, ощущал бы, что хочет иметь то, что есть у ​другого, но принимал бы это что есть, то есть и печалился бы об этом, ​а также задавался бы вопросом, как ему примириться с собой, каковы его ​собственные ценности. Но ему это не удалось. Он развил деструктивные ​фантазии, затем сразу же вытеснил их, так как они не вписывались в его ​представление о себе, в его Я-концепцию, и при этом почувствовал себя ​очень плохо. Его агрессия обернулась против него самого: он отстранился, ​огорчился и добился своим поведением лишь того, что праздник остался в ​памяти как тот вечер, на котором Ф. (коллега) «собрал у фортепиано всю ​молодежь». О завистнике никто и не вспомнил.

Каст Верена — Зависть, ревность и саморазвитие




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика