ТРАНСАКТНЫИ АНАЛИЗ Э. БЕРНА
Так называемый трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения и существенно обогатил арсенал методов психотерапевта. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в основе которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограммированные игры и сценарии жизни.
Основные идеи
Теорию Э. Берна можно представить как состоящую из пяти
основных разделов:
1. Концепция значимости контактов в человеческой жизни.
2. Концепция о трех Эго-состояниях.
3. Анализ трансакций.
4. Анализ игр.
5. Анализ сценариев.
1. Э. Берн говорит о том, что каждое человеческое существо нуждается в постоянных контактах с другими людьми для своего развития и здоровья (особенно в детстве). Эти контакты он называет
поглаживаниями. Это могут быть действительно физические прикосновения, или слова, или жесты, которые обращены к другому
человеку. Позитивные поглаживания сигнализируют, что человек
приветствует существование другого человека в мире, одобряет его.
(Например, такая, казалось бы, приевшаяся формула: «Привет,
привет. Как дела?» — является формой позитивного поглаживания). Отрицательные поглаживания (побои, оскорбления, игнорирование) являются формой выражения пренебрежительного отношения к
существованию другого человека.
Каждый человек нуждается в определенной порции положительных поглаживаний для своего выживания и хорошего самочувствия. Он обычно стремится к получению позитивных поглаживаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.
Контакты совершенно необходимы для психического и даже
физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита
контактов человек иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.
Контакты могут различаться по степени доверительности, подлинности и глубине. Чем они более позитивны, подлинны и глубоки, тем больше удовлетворения получает личность, вступающая в такие контакты. К сожалению, подлинно глубокие и удовлетворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Бёрну, довольно редки, и люди заменяют их суррогатом подлинного общения — играми. Поэтому он формулирует цель трансактного анализа — установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.
2. Э. Бёрн постулирует три возможных состояния Я человека:
это состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, что
это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает в
состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя
из каждого состояния человек может актуализировать определенный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.
Пояснить это можно так:
А. У каждого человека были родители, и каждый независимо от
возраста хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния
Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом есть Родитель.
Б. Все люди (не исключая детей) способны на объективную
переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит
так: «В каждом человеке есть Взрослый».
В. Каждый когда-то был ребенком и хранит в себе детские состояния. Он несет в себе впечатления детских лет, которые при
определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать,
что каждый хранит в себе маленького мальчика или девочку. В каждом есть Ребенок (Дитя).
Родительское состояние выражается:
а) в предубеждениях, т.е. в правилах поведения, нравственных
догматах и установках;
б) в критике и поучениях;
в) в заботе.
Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности,
получение объективной информации и принятие взвешенных решений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно
свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.
Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и адаптаций. Это состояние может проявлять себя тремя способами.
Естественный Ребенок — нежный, необученный, импульсивный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе,
непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).
Маленький Профессор — интуитивный, творческий, манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет
творческое начало. Хороший пример — Винни Пух, который придумывает, как ему достать мед.
Приспособившийся (адаптированный) Ребенок — это та часть Эго-
состояния ребенка, на которую оказали значительное влияние
родители, обычно с помощью репрессивного воспитания. Напри-
мер, если ребенок все время слышит: «… и не задавай мне глупых
вопросов», то он может сформировать адаптацию, состоящую в
страхе задавать кому бы то ни было любые вопросы.
Вариантов адаптации великое множество, но существуют достаточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и промедление.
Послушание может приводить к отсутствию понимания со
стороны индивида, что он на самом деле хочет. В крайних случаях
(если родители требуют абсолютного послушания) это может привести к полному самоотрицанию и в результате к клинике. Для
шизофрении, например, характерна полная потеря своего Я, что
проявляется в деперсонализации и отсутствии контакта с реальностью.
Отдаление может быть либо физическим (подольше погулять на улице, чтобы не сталкиваться с давящим родителем), либо
психологическим (не слышать, что он говорит). Многие матери
просто бесятся, когда их ребенок не слышит их, но чем больше
они бесятся, тем меньше он их слышит.
Промедление выражается в том, что ребенок тянет с выполнением родительских поручений: делать уроки, идти обедать
или спать и т.д. С возрастом такая адаптация переходит во внутреннюю борьбу с самим собой.
Именно с адаптированным внутренним ребенком клиента наиболее часто ведется работа в практике терапии, цель которой помочь ему снова стать естественным ребенком.
3. Трансакцией называется единица общения, которая может быть
трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или
трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция,
по Э. Бёрну, не просто направлена от одного человека к другому,
но исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого
или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я
партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как
последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и сбоев в человеческих взаимодействиях. При анализе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий (подробнее см.: Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992).
В случае дополнительных трансакций отклик приходит из
того Эго-состояния, куда был направлен первичный стимул и
адресован исходному состоянию того человека, который его «отправил». В этом случае коммуникации остаются открыты и люди
могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Например, сын
спрашивает: «Папа, я правильно решил задачу?» Отец отвечает:
«Да, но есть более простое решение». Реплика сына направлена из
его детского состояния к взрослому состоянию отца и ответ ей
соответствует.
Пересекающиеся трансакции возникают в тех случаях, когда ответ приходит из другого Эго-состояния партнера, чем то, куда был направлен стимул. Человек не получает ожидаемого ответа, он чувствует, что ему перечат, возникает конфликт или общение прерывается. Например, жена говорит мужу: «Я хотела бы
заехать в пятницу поболтать к сестре». Муж отвечает: «Черт возьми!
Для меня у тебя никогда нет времени».
Скрытые трансакции характеризуются тем, что включают
более двух состояний Эго, и скрытое сообщение (пунктирная линия) маскируется под социально приемлемой трансакцией. Скрытое сообщение может содержать намек, подначку, оскорбление,
провокацию и т.д. Например, продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: «Это наша самая великолепная спортивная
модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас». Подспудно
он обращается к Эго-состоянию Ребенка в клиенте с подначкой:
«Слабо купить?»
4. Скрытые трансакции непременно присутствуют в психологических играх. Игру можно определить как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или, более кратко, как серию трансакций с уловкой.
Игра отличается от нормального, открытого и спонтанного
поведения своей нечестностью, сокрытием истинных мотивов и
репродуктивным воспроизведением одних и тех же ситуаций и
типов взаимодействия. Нечестность таких игр проявляется прежде
всего в том, что явно выраженные, протекающие на внешнем
плане трансакции являются как бы ширмой, а основное значение
имеют скрытые, протекающие на психологическом уровне трансакции, преследующие обычно не совсем благовидные и неосознаваемые цели. Так, например, в игре «Дай мне пинка» внешне неуклюжие, но «невинные» действия прикрывают желание быть жертвой, испытать мазохистское удовлетворение и снять с себя ответственность за собственные неудачи. Кроме основной цели игра приносит ведущему еще много дополнительных выгод.
Как правило, игра усваивается в детстве, часто на примере
собственных родителей, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной
схеме. В детстве ребенок привыкает испытывать некоторые чувства, и игра позволяет вновь и вновь испытать это старое привычное чувство (например, чувство вины) и ничего не менять в своем поведении. Часто человек стремится собирать «ярлыки» таких чувств, еще и еще раз убеждая себя в привычном отношении к себе или другим.
Эрик Бёрн составил целую картотеку разнообразных игр, которые часто встречаются в психотерапевтической практике: «Дай мне пинка», «Если бы не ты…», «Загнанная домохозяйка», «Алкоголик», «Скандал», «Попался, сукин сын», «Бедный я» и т.д.
В других играх может быть три и более ролей. Наиболее часто
используемыми и «выгодными» ролями являются роли «жертвы»,
«преследователя» и «спасителя», причем индивид может по ходу
игры переходить из одной роли в другую.
Для того чтобы выйти на свою подлинную психологическую
проблему и решить ее, необходимо как-то разоблачить свою игру
(или это должен сделать психотерапевт) и отказаться от нее, игра
всегда служит средством избегания подлинной проблемы.
5. Гораздо более обширные системы трансакций определяются
сценарием жизни личности. Сценарий — это постепенно разворачивающийся жизненный план, предусматривающий и некоторый финал.
Сценарии возникают в детстве под воздействием родительских
предписаний, на основе (или под влиянием) которых дети прини-
мают соответствующее решение. Предписанием могут служить как
вербальные, так и невербальные воздействия родителей, которые
воспринимаются ребенком как указания к построению своей жизни.
Одни предписания могут давать позитивный импульс к развитию
способностей ребенка («А ты у нас талантливый…»), другие тол-
кают его к деструктивному поведению («Из тебя все равно ничего
не выйдет»).
Роберт и Мери Гулдинги выделяют 12 наиболее опасных
родительских предписаний (имеет значение частота и эмоциональность таких высказываний), на основании которых дети
обычно принимают весьма негативные решения и строят трагический сценарий жизни. Самый эффективный способ преодоления таких проблем — осознание и создание контрпредписания.
1. «Не будь, не живи». Это сообщение может даваться невербально (избиение ребенка) или словесно: «Лучше отплакать на
твоей могилке, чем всю жизнь с тобой мучиться…», «От тебя одни
неприятности…» В ответ на такое предписание ребенок может принять решение: «Я умру, и затем вы меня полюбите» или само-
убийственное решение другого типа, что выражается в постоянном депрессивном состоянии. Большинство криминальных подростков и молодых наркоманов получали именно такие предписания от родителей.
2. «Ты не такой (такая)», или «Не будь собой». Это предписание дается, если родителей не устраивает пол ребенка, другие его
физические или личностные качества. В ответ ребенок может всю
жизнь пытаться себя переделать (например, во взрослом уже со-
стоянии многократно делает пластические операции), ненавидит
себя и т.д. Или принимает решение: «Я докажу вам, что бы мне
это ни стоило.»
3. «Не взрослей», или «Оставайся маленьким». Возможное решение ребенка: «Ладно, я останусь маленьким» или «беспомощным»,
или «недумающим», или «несексуальным», или «Я никогда не
покину мамочку» и т.д.
4. «Не будь ребенком». Возможные решения: «Я никогда не буду
развлекаться, всегда буду серьезным», «Я всегда буду заботиться
о них» и т.д.
5. «Не делай этого», или «Ничего не делай». Возможное решение: «Я никогда ничего не сделаю правильно», или «Я докажу
вам, даже если это меня убьет», или «Я всегда буду испытывать
стыд или вину, что бы я ни сделал».
6. «Не будь близким», или «Не доверяй». Возможные решения:
«Больше я никому не буду доверять», «Близость всегда ведет к
боли» или «Нельзя быть сексуальным (плюс запреты на физическую близость)».
7. «Не будь здоров», или «Не чувствуй себя хорошо». Например,
мать может говорить своему ребенку: «Ты такой же сумасшедший,
как и твой отец» или «Как ты можешь хорошо себя чувствовать
(радоваться, смеяться, играть), когда твоя мать так мучается (болеет)!?» Возможные решения ребенка: «Я сумасшедший», «Нельзя
быть счастливым» или «Когда мать умрет, я тоже не смогу жить».
8. «Не будь первым». Возможное решение: «Лучше быть подчиненным» или «Не надо высказывать свое мнение, лучше прислушиваться к чужому».
9. «Не принадлежи». Возможные решения: «Я никогда не буду
никому принадлежать» или «никакой группе», или «никакой стране», или «Никто и никогда не будет меня любить, потому что я никому не буду принадлежать».
10. «Не думай», или «Не думай об этом». Возможные решения:
«Я глупый», или «Я сам не могу принимать решения», или «Другие знают лучше меня, что надо делать», или «Думать о деньгах
(сексе) нехорошо», или «Лучше я буду думать о чем-либо другом», или «Я всегда не прав».
11. «Не чувствуй», или «Не чувствуй, как ты, чувствуй, как я».
Например, ребенку сообщается, что плакать нехорошо, что маму
не интересует, что ребенок чувствует, а невкусная еда очень вкусная. Возможные решения: «Я никогда не буду плакать», или «Я
ничего не чувствую», или «Эмоции — это потеря времени», или
«Я сам не знаю, что я чувствую», или «Я никогда не злюсь, потому что чувствовать злость недопустимо».
12. «Не делай успехов», или «Не будь значимым». Родители в той
или иной форме неодобрительно отзываются об успехах ребенка
или вызывают у него чувство вины, если он в чем-то превосходит
их. Возможные решения ребенка: «Можно обойтись и без высшего
образования», или «Нельзя быть успешнее папы», или «Если я
чего-либо добьюсь, то потеряю любовь близких», или «Чтобы не
вызывать зависти людей, лучше ничего не достигать», или «Все
должны быть равны» и т.д.
Но независимо от предписаний ребенок сам принимает решение, в соответствии с которым строится его жизнь, это его творческое приспособление, которое потом становится программой, требующей обязательного исполнения, даже если человек забыл сам момент принятия решения и обстоятельства, его вызвавшие.