Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
24 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

УРОВНИ МАССАЖНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Ст. из журнала «Массаж. Эстетика тела», 2012 г. В определении термина…

УРОВНИ МАССАЖНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Ст. из журнала «Массаж. Эстетика тела», 2012 г.

В определении термина указано, что массаж – это совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде трения, давления, вибрации, производимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта. Таким образом, утверждается, что массаж – некий способ оказания раздражения, чаще на локальные зоны организма с целью получения прогнозируемой ответной реакции, желательно еще и стойкой. Внешние раздражения воспринимаются местным рецепторным аппаратом, рефлекторными ассоциированными зонами, точками и т.п. Информация о раздражении поступает в центральную нервную систему, обрабатывается – и следует ответная реакция. Описание этих ответных реакций можно найти практически в любой литературе по массажу. Однако в данной статье предлагается взглянуть на массаж несколько под иным углом. Это позволит выделить в нем несколько принципиальных уровней.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ УРОВЕНЬ.
Уровень схематического исполнения массажных процедур «как есть». Выполняется в большей степени механистически, простым перебором приемов, без индивидуализирования под ткани, организм, потребности, типологию. Эффективность такого подхода в большей степени усреднена и имеется благодаря выверенной технологии.

УРОВЕНЬ РАБОТЫ С АГРЕГАТНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛОКАЛЬНЫХ ТКАНЕЙ.
Это тот самый уровень, когда специалист ставит своей целью вернуть условно нормальное состояние данного локального участка. Определяется некое качественное состояние локальных тканей до процедуры, и определяется динамика его изменения
после процедуры. Ткани могут быть определены как неподвижные, напряженные, ригидные (неэластичные), отечные, слабые и т.п. Исходя из этих определенных начальных параметров, специалист подбирает прицельный набор приемов, зная особенности каждого. Перечислим их.

ПОГЛАЖИВАНИЕ. В большей степени обладает общим успокаивающим действием и локальным тормозящим. Снижая возбуждение участка, частично уменьшает тонус. Совершенно никак не оказывает влияния на эластичность.

РАСТИРАНИЕ. Более интенсивный прием, чем поглаживание. С мощным раздражительным действием, с большим «деформационным» потенциалом. Может эффективно применяться при тонизировании тканей и для работы с увеличением их эластических свойств. Кроме того, эффективно разогревает контактные участки и способствует увеличению объема открытого капиллярного русла. Может прицельно работать как отвлекающий прием при болевых синдромах, некоторых недостаточностях циркуляторного характера, мобилизации тканей.

РАЗМИНАНИЕ. За счет возможности смещения и деформации тканей в разных направлениях как в плоскости, так и в объеме, лучше других приемов работает при восстановлении эластичности и подвижности тканей. Некоторые виды разминаний
за счет сжатия тканей эффективно используются для увеличения скорости тока венозной крови.

УДАРНЫЕ ПРИЕМЫ ИЛИ ВИБРАЦИИ. Пожалуй, самый «раздражительный» прием. И по сравнению с растиранием более универсальный, позволяющий применять его в большинстве случаев и на разных участках. Однако в отличие от растирания обладает
сосудосуживающим эффектом.

ВЫЖИМАНИЕ. История этого приема интересна. Изначально он отсутствовал в наборе приемов классического массажа, затем оказался широко распространен в практике специалистов. В последнее время его относят то к классу глубоких поглаживаний, то к продольным разминаниям. По манере исполнения его можно отнести скорее к поглаживаниям. Если определять класс по степени деформации тканей, то этот прием следует отнести к разминаниям. При исполнении в некоторых местах головы, например на волосистой части, можно отнести его и к растираниям. Если же выделить наиболее выраженный эффект, наступающий после выполнения приема, – мощнейший дренаж тканей, то термин «выжимание» оказывается более уместным. Из всех приемов классического массажа именно выжиманию наиболее эффективно удается дренировать межклеточную жидкость. Согласно этому его свойству появилась дополнительная направленность исполнения приема, которая позволяет получить диуретический эффект, что называется, прямо «на столе» – не по ходу венозного русла, а к ближайшему лимфатическому коллектору. Именно с этой точки зрения данному приему более всего подходит термин «выжимание».

Таким образом, на этом уровне работы специалиста приемы подбираются по их наибольшему значению, более выраженному воздействию на ткани относительно других приемов и выполняются в соответствии с поставленной задачей.

УРОВЕНЬ ДИНАМИЧЕСКОГО ПОДБОРА ПРИЕМА.
Указанные особенности приемов несколько относительны. Следует понимать, что практически каждый прием классического массажа имеет более одного воздействия. С практикой специалист находит, что при изменении манеры исполнения приема производимый эффект может быть динамически изменен, вплоть до противоположного. Приведем несколько примеров.
Изменив скорость поглаживания в сторону увеличения, можно получить
вместо успокаивающего действия тонизирующее. Аналогичным образом будет действовать и аритмичность исполнения, и разнонаправленность траектории исполнения поглаживания. Уменьшив силу, скорость и амплитуду ударных приемов или вибрации, можно получить вместо тонизирующего эффекта релаксирующий. Медленные и вялые рубления способны оказать тормозящий эффект.
Для увеличения эластических свойств тканей, к примеру ударными приемами, необходимо проводить их разнонаправленно на одном участке.
Задачей данной работы не является описание всех вариантов и возможностей каждого приема, однако обратим внимание на принципы, на которых базируются возможности разных мануальных воздействий в рамках классического массажа.
Основными из них будут нюансы «деформирования» локального тканевого участка массажными приемами. Собственно деформация тканевого поля и есть массаж. А вот манера исполнения этой деформации будет являться тем самым раздражителем,
на который организм генерализованно и/или локально даст необходимую и прогнозируемую реакцию. Таким образом, базовым принципом массажа, по нашему мнению, является не сам прием, а манера его исполнения. Понимание и применение этого переводит специалиста на качественно иной уровень работы.

Опишем некоторые принципы исполнения приемов.

СИЛА. Сила исполнения приема, по сути, более жесткое его исполнение, увеличивает степень раздражения локального участка, создает более значимое ощущение приема в восприятии тканями, а значит, и более выраженную ответную реакцию.

ЧАСТОТА. Это скорость повторяемости исполнения приема, а значит, больший объем оказываемого раздражения. Чем больше объем раздражения, тем в большее ответное возбуждение будет приходить система (организм) как локально, так и глобально.

РИТМ. Ритмичность исполнения в большей степени определяет адаптивность организма к раздражениям. Аритмичность исполнения приемов требует от организма постоянной подстройки (адаптации) под новые ритмы, в силу этого он находится в состоянии общего системного возбуждения.

УРОВЕНЬ СИСТЕМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Принимая во внимание возможность изменения реакции организма в зависимости от манеры исполнения приема, мы можем выйти на другой уровень «диалога» с организмом посредством массажа, когда главным становится не идеальное исполнение приема, а определенный тип раздражения, оказываемый посредством этого приема. Причем первичным будет тип общего раздражения, которое дает системную реакцию.Локальная реакция же учитывается во вторую очередь. При таком подходе локальная тканевая реакция дает сиюминутный эффект, а общая системная – обеспечивает его стойкость и пролонгированность. В этой связи необходимо выделить следующие параметры массажного тканевого раздражения, которые способствуют получению общей системной реакции.

РИТМИЧНОСТЬ. Казалось бы, уже известный параметр, однако ранее он упоминался по отношению к исполнению приема/ов. В данном контексте он используется в проекции на всю процедуру. Не на прием, не на класс приемов, а на единый ритм всей процедуры. Обычно разные классы приемов используют свой ритм, к примеру, поглаживания – свой, растирания – свой, разминания, вибрации – у каждого свой и т.д.
Здесь же предлагается выбрать единый ритмический рисунок к использованию в течение всей процедуры всеми классами приемов. Также крайне важным является и встраивание промежутков между приемами в этот единый ритмический рисунок.
Таким образом, мы получаем два типа общего системного воздействия – тормозящий и возбуждающий. В первом случае (короткой процедуры) ритм должен быть единым,
скорее средним или невысоким. В случае более пролонгированной процедуры, когда общее системное возбуждение как первичная реакция замещается вторичной – торможением, скорость ритмики не будет играть решающего значения.
При возбуждающем типе воздействия необходима постоянная сознательная смена ритмики исполнения приемов. Не только между классами, но и внутри одного типа приемов.

ЕДИНСТВО ТКАНЕВОГО ПОЛЯ ПРОЦЕДУРЫ. Принципиально это такой же параметр «ритмичность», только он относится не к приему, т.е. оказываемым раздражениям, а к полю восприятия – той зоне, которая воспринимает эти раздражения.
Таким образом, для достижения общего системного торможения необходимо постепенно охватывать приемами поле массажной процедуры, продвигаясь последовательно от участка к участку. Для достижения и поддержания общего системного возбуждения необходимо изменение участков воздействия в трехмерности. Например, последовательное массирование двух участков, не связанных между собой непосредственно, но через небольшой промежуток. Или последовательное массирование двух смежных участков, когда один из них массируется в одной ритмике, а соседний – в другой, или один участок обрабатывается на одной глубине, а соседний – на другой. В таком же ключе интегрируются и остальные параметры исполнения массажных приемов – сила, скорость и пр.

Таким образом, можно выделить адаптивную составляющую системной реакции на массажные раздражения. А именно, если манера проведения процедуры наименее раздражительна, если организм максимально быстро адаптируется к оказываемым воздействиям, то системно мы будем получать выраженное торможение. Хотя правильнее будет употребить термин «невозбуждение». В противоположном случае, когда организм будет вынужден постоянно подстраиваться под изменяющиеся характеристики массажных воздействий, он будет вынужден находиться в состоянии системного возбуждения. Выход специалиста в своей практике на уровень работы с общими системными реакциями хотя и потребует от него некоторой коррекции в манере исполнения массажных приемов, однако может качественно увеличить эффективность его процедур в плане выраженности, стойкости и пролонгированности результата.




Одно мнение к “УРОВНИ МАССАЖНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Ст. из журнала «Массаж. Эстетика тела», 2012 г. В определении термина…

  1. Mikhail Bondarenko

    ЭТО ВЕСЬМА ВАЖНО, ГОСПОДА!!! Предлагается выбрать единый ритмический рисунок к использованию в течение всей процедуры всеми классами приемов. Также крайне важным является и встраивание промежутков между приемами в этот единый ритмический рисунок.
    Таким образом, мы получаем два типа общего системного воздействия – тормозящий и возбуждающий. В первом случае (короткой процедуры) ритм должен быть единым, скорее средним или невысоким. В случае более пролонгированной процедуры, когда общее системное возбуждение как первичная реакция замещается вторичной – торможением, скорость ритмики не будет играть решающего значения.
    При возбуждающем типе воздействия необходима постоянная сознательная смена ритмики исполнения приемов. Не только между классами, но и внутри одного типа приемов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика