Тренинг общения Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
27 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МАССАЖА (продолжение). Техника массажа, как и в гимнастике, подразделяется…

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МАССАЖА (продолжение).

Техника массажа, как и в гимнастике, подразделяется на две большие группы: массаж при помощи снарядов и массаж без снарядов.
Для МАССАЖА БЕЗ СНАРЯДОВ, единственного способа, практикуемого Метцгером и его школой, существуют четыре категории действия:
— поглаживание (эффлераж),
— растирание (фрикшен),
— разминание (петриссаж) и
— поколачивание (тапотемент).
Именно доктору Норстрём принадлежит честь продвижения метода Метцгера во Франции. И одним из первых он называет массаж КЛАССИЧЕСКИМ методом лечения на стр. 9 своей книги «Краткое руководство к лечению массажем» в 1896 году.

Итак, в период с 1853 г. по 1880 г была создана и развивалась школа массажа И.Г.Метцгера, школа массажа, который в последствии назовут классическим.
Нужно заметить, что в книге Эстрадера было намного больше групп приемов массажа, чем четыре. Метцгер убрал все инструментальные приемы и оставил только приемы, выполняющиеся руками, это отличительная черта его школы. Ушли в историю граттаж (сейчас вернувшийся в виде пилингов), sciage(пиление), foulage (дробление), pincement (щипание), malaxation (массирование), claquement (похлопывание) и флагелляция.
В 1880 г Метцгер закрыл школу в связи с наплывом пациентов и нехваткой времени, но дело развития массажа, как метода лечения и всесторонние исследования механизмов воздействия массажа на организм, продолжили его ученики. Наиболее известны опыты доктора Мозенгейля из Германии.

Таким образом, заслуга И.Г. Метцгера в историческом развитии европейского массажа была, как и у Линга, не в написании трудов или научных исследований, а в создании системы массажа, формировании школы и продвижении массажа, как способа лечения.

Инициатором распространения массажа в России был был Д-Р БЕРГЛИНД, из Стокгольма, приехавший в Россию в 1848 году. Будучи великим энтузиастом массажа и гимнастики, он делал многократные попытки привлечь внимание общества к этим методам лечения и сохранения здоровья, — издал ряд книг и брошюр:
«О значении гимнастики в воспитании и медицине», СПб., 1869 г.
«Очерк истории гимнастики», СПб., 187 2 г.,
«Лечение разминанием» СПб., 1875
«О применении врач. гимн. к разл. болезням» СПб., 1876;
«О ручном и машинном способе пользования» СПб., 1878;
«Об искривлениях позвоночника и их лечении» СПб., 1878 г.;
«Uber die Bedeutung der Gymnastik» (1869);
«Ube r die Ruckgratsverkru mmungen» СПб., 1878;
«Механотерапия» СПб., 1890 г.).
В 1876 г. профессор В. А. МАНАССЕИН предложил внести в учебный план Петербургской военно-медицинской академии практический курс массажа.
В период с 1880 года в России, как и в Германии, Англии, Америке, Франции, Швеции, выходит ряд работ, с результатами исследований, подтверждающих эффективность применения массажа при лечении самых разных заболеваний. Также проводится ряд исследований изменений физиологических процессов в организме под действием массажа.

По инициативе проф. Э.Э. Эйхвальда — директора Клинического института Великой княгини Елены Павловны — осенью 1887 г. в этом учреждении была открыта первая в России кафедра физических методов лечения и нелекарственной терапии. Ее заведующим был назначен профессор В.А. ШТАНГЕ — автор широко известной функциональной пробы на задержку дыхания, а с 1918 г. — один из ведущих отечественных физиотерапевтов проф. С.А. БРУШТЕЙН, и кафедра стала называться кафедрой физиотерапии.
В 1889 году В.А. Штанге издает работу «Роль лимфатической системы в учении о массаже», СПб. Впоследствии эта работа станет основой для создания Советской школы классического массажа, С.А. Бруштейн — одним их ведущих физиотерапевтов страны, а молодой приват-доцент Вербов А.Ф. возглавит кафедру и собственно создаст эту систему (Советский классический массаж).

Была научно обоснована возможность применения массажа в гинекологической практике русскими учеными Д. О. Оттом, А.И.Никольским, Н.Ф.Гагманом, В.С.Липинской, В.А.Евменьевой; были защищены диссертации, посвященные теме гинекологического массажа (М.М. Ремезов, 1891; Г.Р. Рубинштейн, 1895; К.А. Шамраев, 1897; Н.И. Рачинский, 1905; и др.).
Писались многочисленные работы по технике классического массажа и его влиянию на организм. Стали создаваться центры подготовки специалистов по массажу. В Москве в 1888 г. М. К. Барсов создал массажно-гимнастический институт; К. Г. Соловьев — курсы массажа. В Санкт Петербурге в 1891 г. Е.З.Залесова открыла врачебно-гимнастическую школу для женщин. В. К. Крамаренко организовал курсы массажа в Киеве.

Отдельно следует отметить вклад в развитие мировой массажной науки ИЗРАИЛЯ (Исидора) ЗАБЛУДОВСКОГО. Ряд советских авторов из предисловия в предисловие называют его одним из основоположников классического массажа. Классический массаж никогда в России не создавался, даже более того, практически все российские врачи — исследователи и учителя массажа учились в Германии и Швеции массажному искусству. И уж потом внедряли его в России.
Не говоря о безусловном авторстве Метцгера при французской базе, и изначальных заслугах немецких ученых (фон Мозенгейль и др) в первоначальном создании и обосновании системы.
И.З.Заблудовский изучил массаж в Германии, он не просто работал в Германии, а был там в условиях эмиграции и был там похоронен. Он практически все свои работы выпустил на немецком языке и на русский их переводили другие специалисты (д-р Брейтман, например).

То есть на период до октябрьского переворота 1917 года никакой отдельной системы массажа в России не было, была некая единая система в Европе. Называли ее как массажем Метцгера, так и шведским массажем, по старой памяти. Конечно нельзя недооценивать роль и работы российских ученых в развитии массажа как науки. Но ведущей в мире она никогда не была. Достаточно посмотреть библиографии — Российские работы там занимают самое обычное место, а вот ведущими, так сказать авангардом, следует признать немцев. Собственно они же и разработали в последствии другие основные системы лечебного массажа — сегментарный, соединительнотканный, периостальный. Более того, подавляющее большинство книг по медицине и фундаментальным наукам были переводом с немецкого.

Большевистский переворот кровавым вихрем выжег цвет нации. Сложно проследить судьбы великих массажистов России в тот период. Но если судить по библиографии книг, то из известных до революции спецов в области массажа, остался лишь Крамаренко В.К. в Киеве. Никаких публикаций других известных авторов, кроме переизданий дореволюционных трудов, не отслеживается. Единственная книга доктора Слетова от 1928 года.

Лечение массажем — слишком большая роскошь для простого народа, а вот показать успехи новой власти в виде сильной здоровой нации — другое дело.
Идея создания вуза возникла у заведующей школьно-санитарным отделом Народного комиссариата просвещения Веры Михайловны Бонч-Бруевич. Ее предложение получило поддержку у первого наркома просвещения Луначарского А.В., который рекомендовал разместить институт в бывшем дворце графа Разумовского на Гороховской улице (ныне улица Казакова). Так, 29 мая 1918 года был открыт МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — первое в России подобное учебное заведение. Его первым ректором был утвержден крупный специалист по школьной гигиене и физическому воспитанию профессор Варнава Ефимович Игнатьев. Кафедра лечебной физической культуры, массажа и реабилитации РГУФК была основана в 1928 году.

Свою деятельность институт начинал в трудные годы иностранной интервенции и гражданской войны. 1 декабря 1920 года В.И. Ленин подписал утверждение Государственного института физической культуры как высшего «учебного учреждения Народного комиссариата здравоохранения». И Московский институт физической культуры получает статус Центрального института (ГЦИФК).

Еще в царское время было заложено несколько центров по изучению и внедрению физических методов лечения. Один из них был упомянут выше. Это Питерский клинический институт. Также следует упомянуть Томский университет.

В Санкт-Петербурге в числе оставшихся и принявших революцию врачей был молодой приват-доцент ВЕРБОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ.
В то же время среди тех, кому новая власть позволила получить образование был молодой выпускник медицинского факультета Московского университета (1922) ИВАН МИХАЙЛОВИЧ САРКИЗОВ-СЕРАЗИНИ.
Задача медицины была вполне конкретной и продиктована политическими реалиями — вернуть в строй рабочую силу в как можно более короткие сроки. Потому массаж в медицине остался, но был далеко не так широко применяем, как в спорте. Ибо от спорта требовалась массовость и рекорды. А от медицины — быстрое лечение на конвейере.
Тем не менее медучреждения, занимающиеся массажем оставлены были, и они занимались изучением и развитием лечебного массажа. Правда сведений о массовой подготовке массажистов в них нет. Скорее всего в них проходили доподготовку врачи физиотерапевты санаториев и грязелечебниц.

В Ленинграде физическими методами лечения занимался очень энергичный и талантливый профессор БРУШТЕЙН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1873—1947).
Родился 16 апреля 1873 г. в селе Усолье Пермской области. В 1897 г. окончил медицинский факультет Казанского университета и до 1904 г. работал в клинике нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии под руководством В.М. Бехтерева. Одновременно с 1901 г. был ассистентом профессора В.А. Штанге в отделении физических методов лечения Клинического института усовершенствования врачей. В этих учреждениях вел научную работу по клинической невропатологии и вопросам теории и практики физиотерапии. В этот период он также совершенствовал свои знания в Германии и Франции. Из научных работ этого периода наибольшую известность получили: «К вопросу о действии электрического тока высокого напряжения на человеческое тело» (1901), «О вазомоторном центре продолговатого мозга» (1901) и др. В 1910 г. защитил докторскую диссертацию «О влиянии общих электросветовых ванн на сочетательно-двигательный рефлекс у человека», в которой впервые доказывалось рефлекторное действие физических факторов на организм. Ряд работ этого периода был посвящен изучению болеутоляющего действия УФ-лучей и обоснованию эритемотерапии, а также использованию физических методов лечения при травмах военного времени.
На базе одного из военных госпиталей в 1916 г. организовал Ленинградский физиотерапевтический институт, которым руководил до 1931 г. В его стенах под руководством Бруштейна была создана ленинградская школа физиотерапевтов, сохранившая лучшие традиции отечественной физиотерапии до наших дней. Институт стал крупнейшим центром развития физиотерапевтической, мысли в России, а сам Сергей Александрович выполнил ряд важных экспериментальных и клинических работ по физиотерапии. В марте 1917 г. был избран на кафедру физиотерапии Государственного института для усовершенствования врачей и способствовал улучшению подготовки врачей по физическим методам лечения.
В 1920 г. был назначен директором Петроградского института усовершенствования врачей. Благодаря его энтузиазму и энергии положение института заметно упрочилось, наладилась его административно-хозяйственная жизнь, увеличилось число кафедр и курсов, преподавание приблизилось к потребностям переживаемого момента, расширились научные исследования, стал издаваться «Журнал для усовершенствования врачей».




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика