Кардиолог Ярослав Ашихмин: «Хочу поделиться навыками, которые делают врача успешным…».
Понятно, что для того чтобы быть успешным — врач должен быть профессионалом в своей специальности, иметь навыки коммуникации с пациентом и проявлять эмпатию. Но нельзя забывать и про навыки за пределами перечисленных компетенций.
В своём блоге пишет известный популяризатор доказательной медицины и спикер форума «Учёные против мифов», врач-терапевт и кардиолог московской клиники «Докмед» Ярослав Ашихмин:
«Хочу поделиться навыками, которые делают врача успешным, за пределами профессионализма, развитого навыка эмпатии и эффективной коммуникации с пациентом.
1. Помочь найти конкретного врача или клинику, в которой можно провести исследования и лечение (нельзя давать рекомендацию «провести МРТ», нужно рекомендовать конкретное место, дать контакты).
2. Не бояться говорить о деньгах и предлагать различные альтернативы, в том числе те, которые недоступны в клинике, в которой вы работаете. В случае проблем в финансовой плоскости нужно не просто рекомендовать лечение по ОМС/ВМП, а найти врача и место.
3. Выстроить контакт с пациентом максимально удобным для него образом – я даю большинству пациентов мобильный с просьбой писать/звонить в дневное время в будние. Хорошо спланированное динамическое наблюдение, оперативный контакт – одно из важнейших средств повышения приверженности к лечению и профилактики осложнений.
4. В случае промедления с лечением нужно иметь возможность ускорить его – лично связаться с врачами, рекомендовать другие клиники.
5. Подключать родственников (или помощников — proxy) при сложности с организацией лечения, особенно у пожилых пациентов при наличии когнитивных нарушений. Нужно быть готовым к тому, чтобы проговорить всю стратегию лечения еще раз с родственниками, которые помогают в организации лечения, если они не присутствовали на консультации.
6. Признавать ошибки, оперативно связываться с пациентом при их риске.
7. Обращаться в сложных случаях к коллегами и наставникам, предлагать второе мнение. В ряде ситуаций можно приехать на прием к другому специалисту вместе с пациентом. В самых сложных случаях можно обратиться к занимающимся этой проблемой авторам научных статей, в том числе зарубежных (отвечают в 50-70 % случаев).
8. При передаче пациента коллегам нужно давать исчерпывающие сведения о нем. Оптимально писать заключение – чем обусловлена ситуация, важные клинические особенности, стратегии диагностики и лечения.
9. Давать обратную связь коллегам, которые направили пациента к Вам.
10. Изучать присланные документы до консультации.
11. Избегать множественного назначения лекарств (полифармации), когда это возможно. Особенно — убирать ненужные БАДы и ноотропы. Также обширные и редко используемые схемы лечения нужно прогонять через чекер лекарственных взаимодействий.
12. При направлении к коллегам сделать ключевые анализы, которые им необходимы.
13. Также можно рекомендовать пациентам до консультации список стандартных анализов для того, чтобы принять основные решения, которые принесут облегчение, уже на первом приеме.
14. Когда обследований много и пациент не очень расположен делать все сразу, можно спланировать обследование в два этапа.
15. И, конечно, на первое место нужно ставить этические вопросы. Лечение не должно «ломать» жизнь пациента. Нужно подстроить его под стиль жизни, цели и запросы пациентов («телега» – медицина – должна стоять позади лошади ‒ целей пациента). В сложных случаях (например, при большом количестве вредных привычек) нужно находить баланс – постараться на первом этапе устранить наиболее вредные факторы, оставив людям какую-то отдушину.
Коллеги, напишите, какие дополнительные приемы для повышения эффективности лечения используете вы?
P.S. В заключении хочется сказать несколько слов пациентам.
Пожалуйста, берегите время врачей, приходите на прием заранее. Оптимально – за 20 минут до приема. В Москве сейчас ремонт дорог – задержки могут составлять до получаса.
Также вы сделаете большой подарок врачам, если возьмете все-все медицинские документы и разложите их в файлики – тогда доктор все посмотрит и ничего не упустит. С телефона анализы читать крайне неудобно.
Источник: страница Ярослава Ашихмина https://vk.cc/coKBxB
Из комментариев на странице доктора Ашихмина:
Сергей Богданов
«Особенно — убирать ненужные БАДы» — а некторые врачи еще и гомеопатию выписывают. Причем в том числе и в платных клиниках. В МЕДСИ, например, мне врач выписала БАД, а когда я не нее пожаловался администрация МЕДСИ мне заявила «вы же не врач» и ту что выписала БАДы видимо даже и не пожурила. А может быть и похвалили.
Назым Исаева
Ярослав здравствуйте 🥰😊. Полностью согласна со всеми пунктами кроме пункта 3. Так как мы занимаемся обучением именно стандарту приема, через нас прошли тысячи врачей. Я категорически против личного номера врача у пациентов!! Доступ к телу врача должен быть только через кассу и через регистратуру. Врач должен ценить свои знания, опыт и время. А чтобы вовремя пациент сообщил о каких то изменениях он должен прийти к вам повторно на прием. Из опыта : некоторые врачи сначала не соглашаются с нашей позицией. Однако, спустя время приходят именно к этому. Более того, врачи поэтому выгорают часто что доступ к ним 24/7
Илья Ясный
Назым Исаева интересно. Я от всех врачей слышал ровно обратное.
И как пациенты я и моя семья очень ценим тех врачей, кому можно писать напрямую, но стараемся делать это только в крайнем случае.
Для меня это признак профессионализма врача, и при прочих равных я выберу того врача, который даёт личный номер.
Aron Osmanovic
Nazym Issayeva через кассу и регистратуру это для защиты владельцев клиники от левака. Не надо прикрываться заботой о враче
Нелли Рахматуллина
Назым Исаева а пациенты продолжают выбирать врачей, дающих свои контакты. Для контроля приема лекарств, коррекции дозы, например; отсылки пациенту результатов исследований. Не стоит оно полноценного приема.
Мы таких докторов уважаем, ценим и максимально не докучаем.
Я 2 или 3 года откладывала визит к врачу, прием которого стоил в 2,5-3 раза дороже коллег в нашем городе. Потом пришлось, т.к. другие помочь не смогли. Доктор дал номер ватсап, оперативно корректировал фарм.вопросы исходя из побочекэффекта и, думаю, это потребовало бы не меньше 3 повторных приемов, на которые я бы точно не пришла, не по карману. А так он меня даже ругал, что стесняюсь писать, надо сразу. Проблему решили, доктора горячо рекомендую, на выгоревшего не похож нисколько.
Это 7-й врач, контакты которых у нас есть, и они самые любимые и ценимые, оберегаемые. Даже 2 участковых педиатра связывались с нами по ватсап — ребенок с инвалидностью, им так удобно оперативно обмениваться документами,сообщать о записях к специалистам.
Этель Голланд
Назым Исаева я, когда работала врачом, всегда давала номер для связи. И считаю это совершенно необходимым для формирования комплаенса. Врач должен быть доступен. А чтобы не выгорать, можно завести второй номер или просматривать рабочие сообщения только в определенное, специально выделенное для этого время. Со звонками это не очень удобно, а вот переписка в мессенджерах, имхо, оптимальна.
Jelena Sikorska
Спасибо, очень верная инструкция.
Хранить пациентам документы и данные удобно в папках. Одна на каждого. Но это мой опыт.
Андрей Волна
Ну, в Москве сейчас не только ремонт дорог…
А по сути (возможно, что хирургического приема это касается больше), — я всегда предлагаю пациентам получить второе (третье) мнение. Правда достаточно часто приходится слышать: мы уже у многих были.
Тем не менее, — это повышает уровень взаимного доверия.
Спасибо. Отличный пост!
Aron Osmanovic
По 3 пункту у Клиники Чайка есть прекрасный опыт: у каждого врача свой чатбот в телеграм, через который можно связаться с ним и с ассистентом. Отлично работает
Лев Авербах
Неплохо в целом. Спасибо. Хорошая работа. Последний пункт — 15-й.
На первое место НАДО ставить именно КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Не надо подстраиваться под стиль жизни и цели пациента. Пусть пациент настраивается и подстраивается под лечение, которое указано в клинических рекомендациях с его диагнозом. Лечиться надо ему, а не врачу.
Иначе, будет какой-то бессмысленный процесс — подстраиваться под пациента. Завтра он сидят на шею врачу и будет болтать ножками указывая путь, типа ему сверху виднее.
Ярослав Ашихмин
Лев Авербахспасибо, подправил. Про это отдельно стоит написать, здесь формат не позволяет
Ярослав Ашихмин
Лев Авербах в клинреках не зря стоят уровни IIa и IIb, обычно есть широкий диапазон для люфта, чтобы подстроиться под потребности и стиль жизни пациента. Я настаиваю на том, что именно они должны определять тактику ведения
Лев Авербах
Стиль жизни и потребности пациента должен определять тактику лечения? Правильно я понял? Не уверен… Но возможны варианты, скорее с малоимущими.
Сергей Богданов
Анекдот: — Гоги, ты чего это делаешь, тебе же врач запретил пить и курить?
— А я ему сто рублей дал и он разрешил.
Сергей Богданов
Тем более примеров полно — Стив Джобс науказывался своим врачам до того что уже вся медицина мира не смогла ему помочь. А был очень очень большой шанс, если бы он врачей сразу слушал, а не после года иглоукалываний, медитаций и ароматерапии.
Лев Авербах
Пункт 11. Термин: «Полифармация» используется больше зарубежом. У нас в России чаще употребляют термин: «Полипрагмазия» — это одновременное назначение множества лекарственных средств, как правило больше 5-6. Но по сути это одно и тоже.
Про БАДы, абсолютно поддерживаю, учитывая, к примеру, что витамин D, в основном это БАД.
Ярослав Ашихмин
полипрагмазией традиционно подразумаевают множественные необоснованные назначения, в данном сообщении беру шире, медицинские ошибки не затрагиваю
Ярослав Ашихмин
Ну не обязательно «множественные необоснованные назначения», просто назначение более 5-6 лекарственных препаратов одновременно. Методы лечения тоже попадают под этот термин.
Лев Авербах
Не понятен 11 пункт. Что значит — «обследований много», а пациент «не очень расположен делать всё сразу»? Пусть тогда идёт туда, где назначат мало обследований. Чем быстрее всё обследуют, тем быстрее назначат лечение, и тем быстрее пациент поправится. Ему это что не надо? Бросил всё и побежал делать то что ему сказал врач, а если не хочет, пусть подписывает ИДС, где с врача полностью снимается вся ответственность. И что подразумевается под обследованиями? Лабораторную диагностику можно пройти сразу, сдав кровь на что назначил врач, если что-то надо будет добавить, то кровь хранится трое суток. Конечно никто пациенту не назначит МРТ и ФГДС в один день. А так пациент должен придерживаться графика исследований, а не все службы диагностики подстраиваться под него.
Ярослав Ашихмин
службы диагностики могут подстроиться под пациента, все должно крутиться вокруг него
Лев Авербах
Могут конечно, всё согласовывается безусловно. Но как подстроиться, если например, в этот день, когда может пациент, полная запись, а свободно, когда пациент не может?
Марина Бродская
Лев Авербах Нет, не согласна. Надо, чтобы был сотрудник/служба/робот, который подберет план диагностики под пациента с учетом назначений, времени работы, возможностей и далее по списку.
Лев Авербах
Марина, а время? Подобрать время можно и через месяц, смысл тогда какой? Пациент должен подстраиваться под врача и медицинскую организацию, а не наоборот.
Ярослав Ашихмин
Лев Авербах онлайн как вариант
Лев Авербах
Конечно, как вариант. Всё зависит от патологии. В плановом порядке вполне себе.
Ирина Лиманская
А когда звонишь или пишешь врачу, оставившему свой контакт, как корректно компенсировать его время и силы? Просто перечислить деньги по номеру телефона? Как понять, сколько? Всегда очень неловко себя чувствую в таких ситуациях. ( я пациент, если что)
Александр Мельников
Нормальный врач, оставивший контакт, не рассчитывает на компенсацию, если это не полноценная консультация. Спрашивайте — отвечаем. Дистанционная консультация тоже возможна, но обычно это оговаривается заранее.
Антон Аверинов
Обычно онлайн-сопровождение включено в стоимость первичного приема. Поэтому он дороже среднего по рынку. Если же количество/качество вопросов требуют значительных врачебных усилий, врач может предложить вам платную онлайн консультацию или очную встречу.
Ярослав Ашихмин
врач должен сам условия работы объяснить. Например, у меня есть короткие консультации, 25 процентов от стоимости первичного приема
______________________________________________
Ранее в паблике «Доказательная медицина» было опубликовано:
Кардиолог Ярослав Ашихмин. Стандартные ошибки в терапии сердечно-сосудистых заболеваний
https://vk.com/wall-136637198_100560
Интересно, как работают эти навыки за 10 минут приёма в поликлинике.
Успешный врач- это тот,кто больше всех денег заработал или тот ,кто больше больных вылечил? 🤣
Первый пункт зачастую воспринимается пациентами как навязывание услуг, потому что когда человеку говорят конкретное место, он зачачтую думает, что вы в сговоре
Работал во многом по этим правилам. Конкретное место воспринимается как навязывание. Придут всё равно из другого. И черт с КТ/МРТ, сам посмотрю. Хуже с УЗИ. Простроить в конкретное место по ОМС, блабла. Пристраиваешь, тратишь свои ресурсы, как для себя договариваешься — тратишь времени и сил намного больше, чем за этот приём положено. Телефон вообще даю только самым нормальным. А то начинается. Не очень работают некоторые пункты. Из частной я потому и ушёл — понял, что стараюсь в любом случае решить проблему пациента и в итоге вкладываю в работу столько собственных сил, что зарплата и на треть их не компенсирует.
Расскажите, сколько вам платят за периодичность рекламы клиник со словом «Докмед» и рекламой этих врачей раз за разом. Мне интересно, вдруг стоящее дело.
наверное так и выглядит пациентоориентированность.
Лев авербах очевидное быдло, который совершено не знаком с таким понятием как развитие обслуживания.