СТРАСТИ И ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА
Спиноза был провозвестником века Просвещения. Он ратовал за установление светской республики, которая будет уважать свободу совести и слова. Он современный певец свободы, широко распространившейся в нашем западном обществе. Но мы очень часто забываем, что Спиноза был в то же самое время великим мыслителем, обосновавшим необходимость внутренней свободы.
Спиноза напоминает, что человек не рождается свободным. Он становится таковым в процессе рационального познания причин своих аффектов и идей. Все наши столь дорого завоеванные социальные и политические свободы бесценны: свобода выбирать спутника своей жизни, свою профессию, свое место в жизни, свою сексуальную жизнь, свободу вероисповедания и слова. Эти свободы завоеваны в результате ожесточенной борьбы, и мы продолжаем отчаянно отстаивать их.
Спинозу преследовали за его политические и религиозные убеждения, он потерял свою семью, друзей, его чуть не убили. Порой он был вынужден писать иносказательно, чтобы не быть подвергнутым травле. Всю свою жизнь этот человек страдал от невозможности свободно высказывать свои идеи. И тем не менее он учит нас, что самым страшным рабством – тем самым, которое приносит нам больше всего страданий, – является рабство, в котором нас держат наши собственные страсти. Нет ничего более важного, чем терпеливая работа над самими собой. Мы должны освободиться от наших внутренних тиранов, чтобы не только познать радость, но и улучшить мир. Прислушаемся к Спинозе и вновь проделаем этот путь вместе с ним!
Мы видели, что этическое учение Спинозы основано на conatus, усилии, которое прикладывает любой живой организм, чтобы совершенствовать свое естество и повышать свою жизнеспособность. У людей conatus принимает облик желания, слова, используемого в очень широком смысле: в данном случае речь идет обо всех усилиях, импульсах, потребностях и волевых актах, как уточняет Спиноза, для которого «желание есть самая сущность человека».
Рабство человека заключается в неправильной направленности его желаний. Человек пребывает в печали, чувствует себя несчастным или беспомощным, потому что его желания связаны с объектами, которые уменьшают его могущество, вместо того чтобы увеличивать. Процесс освобождения, позволяющий нам перейти от печали и пассивных радостей к радостям активным, состоит не в подавлении желаний или отказе от них, а в признании того, что для нас хорошо и что плохо, чтобы перенаправить наши желания к другим объектам, возвеличивающим нас.
В отличие от стоиков Спиноза не верил, что для изменений достаточно одной силы воли. Он также не противопоставлял, как это делали Платон, Декарт и Кант, рациональность аффективности. Для него аффективность не является злом, которое сила разума и воли стремится укротить. Злом является лишь пассивность в аффективности или желание, которое необходимо преобразовать в активность через рациональное распознавание. В этом вопросе Спиноза далек и от буддийской традиции, которая, справедливо ассоциируя несчастье с желанием, предлагает устранить желание, служащее источником привязанности. Спиноза, напротив, утверждает, что аффекты желания, являющегося самой сущностью человека, образуют двигатель всей жизни.
Таким образом, речь идет не о подавлении нашей аффективности, а о вычленении желания, чтобы сделать его более богатым и направить в нужном направлении. Говоря языком Спинозы, необходимо преобразовать наши страсти, связанные с нашим воображением и ошибочными, неполноценными, неадекватными идеями, в действия, то есть в аффекты, связанные с аутентичными представлениями. Если сформулировать эту мысль несколько иначе, то этика Спинозы не критикует зло, стремясь его искоренить. Она стремится к выявлению ложных благ, которые вводят нас в заблуждение, и к установлению аутентичности желаемых благ.
Спиноза подчеркивает, что разума, пусть насущно необходимого в работе по распознаванию, недостаточно, чтобы заставить нас измениться: «Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем аффект, подлежащий укрощению». Роль разума заключается в том, что он должен вызвать новое желание, лучшее и более сильное, чем несоответствующее желание, которое нас отчуждает и повергает в печаль. Только желание является достаточно мощной силой, способной помочь человеку добиваться успехов. Но желание оказывается тщетным без помощи разума. Только благодаря ему оно способно распознавать объекты или индивидуумов, к которым необходимо повернуться лицом.
Спиноза уточняет, что страсти появляются по внешним, не зависящим от нас причинам. Именно об этом мы говорили чуть выше, когда рассматривали процесс индивидуации. Мы бессознательно действуем под влиянием различных установок, которые противоречат нашей глубинной природе и воздействуют на наши аффекты через то, что Спиноза называет воображаемым. Таким образом, важно освободиться от этих внешних причин. Причина наших аффектов должна зависеть только от нас самих, и в этом нам должна помочь работа по распознаванию. Именно тогда наши аффекты становятся активными. В таком случае мы больше не страдаем от нашей аффективности, мы создаем ее, сознательно направляем ее к тому, что помогает нам расти, что доставляет нам радость.
По своей сути человеческое существо является существом желания. Любое желание сопровождается радостью, то есть ростом наших жизненных сил. Печаль, которая является непосредственным следствием страсти, которая возникает из-за неправильно направленного, недостаточно выявленного, находящегося под влиянием внешней причины желания, сокращает их. Очень часто мы живем во власти наших страстей, которые держат нас в пассивности, то есть в рабстве. Этика заключается в том, чтобы опираться на наши жизненные силы, наши аффекты, желания, выявляя их через распознавание разумом. Мы можем заменить наши несовершенные, частичные, иллюзорные идеи настоящим знанием, которое преобразует наши пассивные аффекты в аффекты активные, зависящие исключительно от нас. И тогда мы сможем вкусить полную радость, вызванную нашим адекватным желанием.
Как подчеркивает Спиноза, люди не рождаются свободными, они ими становятся. Пока мы не проделали внутреннюю работу, помогающую нам осознать себя, стать трезвомыслящими людьми, нами управляют эмоции, желания, страсти, верования, воображение, мнения. Мы полагаем, что совершаем все эти действия «свободно», но на самом деле они продиктованы нашей аффективностью и нашими верованиями.
Задолго до Фрейда Спиноза понял, что нами движет наше бессознательное. Именно поэтому Спиноза не верил в свободную волю и коренным образом пересмотрел понятие свободы. Для него быть свободным означало поступать в соответствии со своей природой, а не под влиянием внешних причин. Свобода – это автономия. Каждый успех на пути освобождения ведет к радости. У всех нас есть подобный опыт: чем больше мы освобождаемся от того, что нас угнетает, тем радостнее мы становимся. Все учение Спинозы зиждется на этой фундаментальной идее: мы обладаем собственной, особенной уникальной природой, которой надо соответствовать. «Всякий аффект одного индивидуума отличается от аффекта другого индивидуума настолько, насколько сущность одного отличается от сущности другого».
Не существует двух схожих индивидуумов с идентичными вкусами и желаниями, поскольку каждый индивидуум обладает природой, присущей исключительно ему. Но главный парадокс этого учения, которое возносит на вершину всего особенности индивидуума, состоит в том, что человек, сумевший освободиться от рабства, полностью осознавший свою сущность, правильно направивший свои желания, достигший абсолютной автономии, становится, как никогда прежде, полезным другим и обретает способность разумно любить. Спиноза говорит нам, что нельзя соответствовать другому, если человек уже соответствует самому себе.
Все конфликты, какова бы ни была их природа, проистекают из страстей. Человек, сумевший возвыситься над страстями, преобразовать их в активные радости, не может нанести вред другому человеку. Он победил в себе эгоизм, ревность, зависть, потребность доминировать, страх потерять что-либо, недостаток самоуважения или чрезмерное самоуважение – словом, все, что создает конфликты между индивидуумами и приводит к войнам между народами. Индивидуальные этические поиски «собственной полезности» неизбежно ведут к осознанию общественного блага. Иначе говоря, мы вслед за Махатмой Ганди можем повторить его мудрое изречение: «Если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением». Настоящая революция – это всегда внутренняя революция.
Фредерик Ленуар — Радость
человек не выбирает «сексуальную жизнь» 😂 Это половые инстинкты, заложенные в виде программ с рождения.
У человека нет инстинктов в чистом виде, иначе все испражнялись бы в штаны или на улицах. См.любой учебник по общей психологии.
МУЖСКАЯ ЭРЕКТИЛЬНАЯ «ЛЮБОВЬ»
Для сохранения вида Создатель придумал взрывную смесь: и агрессии, и нежности мы обязаны промежности. Зуд и похоть возникают с цикличностью спермотоксикоза и на сокрытие постыдного затрачивается не меньше усилий, чем на сокрытие преступного. То, что назвали бессознательным, — всего лишь сознательное сокрытие постыдного.
1. ПОТРЕБНОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ. «Любовь, в конце концов, не что иное, как удовольствие разгрузить свои семенные вместилища» (М. Монтень), производная невыносимого генитального зуда . «Мочеполовая система мужчин работает по одному принципу: почки вырабатывают мочу, которая идет в мочевой пузырь. При переполнении ее нужно куда-то слить. И не важно куда: в унитаз или соседу на забор.)))) Точно так-же и со спермой…» (С. Бикеев). «Когда в тебе воспылает буйное и неудержимое желание, излей накопившуюся жидкость в любое тело» (лат.). «Удовольствие полезно» (Д. Истон, К.-А. Лист). «Если у тебя давно не было секса, ждите неврозов или апатию» (А. де Сад). Не напрасно в некоторых странах отказ в сексе квалифицируется как домашнее насилие.
2. ПОТРЕБНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. «Потребность в насилии исходит из глубочайших недр нашей души, является антропологической константой». «…Насилие как таковое наделено зловещей магнетической силой» (А. Гуггенбюль), поскольку «существо человека – есть похоть. Когда они – люди – хотят, их больше ничего не интересует» (К. Акер). «Претворять в жизнь жестокость – значит испытывать наивысшее наслаждение». «Мужская сексуальная агрессия вообще тесно связана с милитаризмом» (И. Кон). «Самый мощный афродизиак это власть над другими» (А. де Сад). Половой акт для мужчины – это, в первую очередь, возможность наслаждаться именно насилием. Говорят, что мужчина любит в любви женщину. Словоблудие, плутовство, лицемерие! Мужчина любит в любви насилие и унижение личности жертвы. Это – предоставление женщиной возможности полового надругательства – основной психологический источник эрекции. «Изнасилование показывает реальность правила фаллоса». «Импульс к подчинению и унижению женщины… это, вероятно, родовой аспект мужской психологии» (Э. Гидденс), а «любовь является прикрытием для насилия» (Р. Лейнг).
https://proza.ru/2020/04/01/522, https://proza.ru/2017/02/02/2005