ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Пациент: М, 18 лет. Подозрение на шизофрению.
На момент обследования:
При выполнении методики «Прогрессивные матрицы Равена» показал следующие результаты:
Оценка работоспособности: Задания выполнил за 20 минут. За ограниченное время не успел сделать все задания (выполнил до задания D6 включительно). Позитивная и негативная оценка со стороны психолога слабо влияли на работоспособность. В выполнении заданий мотивирован.
Характер деятельности: Деятельность целенаправленная. Задания выполнял медленно, вдумчиво, иногда изменял свой выбор.
Темп деятельности и его изменения: Темп деятельности замедлен изначально и постепенно всё больше замедляется.
Обучаемость: При выполнении аналогичных заданий успех выполнения разный. То есть изученный алгоритм выполнения не может применить в аналогичных.
Эмоционально-личностные характеристики: В успехе заинтересован. Попытки сравнения себя с другими обследуемыми отсутствуют. Отношение к заданию и эмоциональные реакции не изменяются в начале и в конце выполнения.
Коэффициент интеллекта – 69 баллов.
Успешность выполнения – 1 уровень (менее 50% правильных ответов).
При выполнении методики «Ассоциации» показал следующие результаты: Инструкцию усвоил частично. Часто долго задумывался над ответом и отвечал фразами. Например: «Календарь – чтобы не забыть про важное событие, ничего не перепутать».
При выполнении методики «Противоположности» показал следующие результаты: Инструкцию усвоил. Ответы давал быстро, верные.
При чтении и пересказе прочитанного показал следующие результаты:
При чтении часто путает окончания, отмечается угадывающее чтение. Пересказывает верно.
При пересказе рассказа, прочитанного психологом, показал следующие результаты: Пересказывает с искажениями и указанием дополнительных деталей.
При выполнении методики «4 лишний» показал следующие результаты: Исключения делал верно, однако объяснял свой выбор, основываясь на латентном признаке. Например: «Лишняя кошка, потому что она из плоти и крови, у неё нет корней и листков, она питается мясом и не зелёная». Во время выполнения этой методики отмечаются запинки в речи.
После завершения диагностики сразу не покинул кабинет. Сидел на стуле, молча смотрел на психолога. На вопрос психолога «Что такое?» ответил «Да я хотел у вас про политику спросить… но это не важно», после чего вышел из кабинета.
Заключение: Зрительный контакт устанавливает сразу, однако непродолжительный. В обследовании мотивирован. Затруднялся сразу назвать дату своего рождения. Фон настроения ровный. Преобладающее состояние – спокоен. Эмоциональные реакции соответствуют ситуации. Вербальные инструкции усваивает. Визуальные инструкции усваивает. Внимание устойчивое. На вопросы психолога отвечает сразу. Речь чёткая, разборчивая. Отмечается резонёрство и, иногда, соскальзывания. Выдерживает всё обследование. Коэффициент интеллекта – 69 баллов (низкий для данной возрастной группы). Данные методики «Матрицы Равена» отражают скорее не коэффициент интеллекта, а особенности мышления, отмеченные и при выполнении других методик.