Тренинг общения Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
26 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Исследователи Ник Хэмфри и Льюис Вайскранц в своем негуманном эксперименте удалили у…

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Исследователи Ник Хэмфри и Льюис Вайскранц в своем негуманном эксперименте удалили у обезьян области коры мозга, которые связаны со зрением. Так как ткани коры не восстанавливаются, предполагалось, что эти обезьяны станут полностью слепыми. На деле оказалось, что у них происходило постепенное восстановление зрения — в достаточной степени, чтобы исследователи убедились, что обезьяны могут видеть. Одну из обезьян, Хелен, часто выводили на прогулку на поводке. Она постепенно училась делать некоторые вещи, необычные для создания, которое должно было бы быть слепым. Например, она могла лазать на деревья. Кроме того, она брала любимую пищу, когда та была достаточно близко, чтобы ее схватить. Хелен явно видела, но чем?

Оказалось, что существует вторичный проводящий путь от сетчатки к структуре в заднем мозге, именуемой верхним бугорком. Этот путь передачи зрительной информации позволял Хелен видеть с помощью того, что экспериментаторы назвали «слепым зрением». Ник Хэмфри случайно натолкнулся на человека, обладавшего «слепым зрением». Нарушение в коре мозга сделало его слепым в отношении левого зрительного поля обоих глаз. Теперь экспериментаторы имели возможность спрашивать испытуемого, что происходит в сознании при выполнении определенных задач с помощью слепого зрения. Ответы были странными.

Например, если этому человеку показывали свет с левой стороны, на которую он был слеп, он мог точно указывать на его источник. Кроме того, он мог отличать крест от круга и вертикальные линии от горизонтальных, когда их предъявляли в левом, слепом зрительном поле. Но когда его спрашивали, как он видит эти вещи, он настаивал, что не видит их. Он утверждал, что просто догадывается — несмотря на то что точность его ответов намного превосходила ту, что могла бы быть результатом случайных догадок. Данное явление слепого зрения представляет собой пример бессознательного восприятия — восприятия без информации получаемой и обрабатываемой сознанием.

Дальнейшие физиологические и психологические свидетельства бессознательного восприятия дали исследования, проводившиеся в США и России. Исследователи измеряли электрические реакции мозга испытуемых на различные подпороговые сигналы. Реакции обычно были сильнее, когда на экране на одну миллисекунду вспыхивала осмысленная картинка, например изображение пчелы, чем когда предъявлялась более нейтральная картинка, вроде абстрактной геометрической фигуры. (Среди испытуемых явно не было математиков.)

Кроме того, когда испытуемых просили рассказывать, какие слова приходили им на ум после этих подпороговых сигналов, осмысленные картинки порождали слова, которые были явно связаны с предъявляемым изображением. Например, изображение пчелы вызывало такие слова, как жало и мед. По контрасту с этим абстрактная геометрическая фигура не вызывала практически ничего, относящегося к объекту. Явно имело место восприятие изображения пчелы, но не было никакой сознательной осведомленности об этом восприятии. Эксперимент с подпороговыми сигналами дает основание считать, что мышление присутствует, поскольку в результате бессознательного восприятия изображения пчелы испытуемые думали о словах «жало» и «мед», но мышление это бессознательное.

В отношении чувств важные свидетельства дали эксперименты с пациентами с «расщепленным мозгом». У этих пациентов левое и правое полушария мозга были хирургически разъединены, за исключением поперечных связей в центрах заднего мозга, связанных с эмоциями и чувствами. Когда правому полушарию одной из пациенток среди ряда геометрических узоров предъявляли фотографию обнаженного мужчины, она краснела, тем самым демонстрируя свое смущение. Однако, когда ее спрашивали, почему она покраснела, она отрицала свое смущение. Она не имела сознательной осведомленности об этих внутренних чувствах и потому не могла объяснить, почему она покраснела. Таким образом, чувства тоже присутствуют при бессознательном восприятии.

Одно из исследований русских ученых показало, что мозг 7-месячного ребёнка бессознательно распознаёт социальные сигналы по виду склеры. В обоих экспериментах изменения в потенциале мозга наблюдались в ответ на позитив изображения склеры, поэтому эту реакцию не следует считать обусловленной только формой изображения. Исследование демонстрирует у грудных детей способность к бессознательному различению направления взгляда и страха по виду склеры человека. Эти важные для общения способности появляются в раннем онтогенезе, что подчёркивает их центральную роль в социальном взаимодействии людей.

А может ли в бессознательном восприятии иметь место выбор? Чтобы выяснить это психолог Тони Марсел в когнитивном эксперименте использовал полисемичные слова, имеющие больше одного значения. Испытуемые наблюдали на экране серию из трех слов, последовательно вспыхивавших с интервалами в 600 мс или 1,5 с. Испытуемых просили нажимать кнопку, когда они сознательно распознавали последнее слово из серии.

Первоначальная цель эксперимента состояла в том, чтобы использовать время реакции испытуемого в качестве меры связи между сообразностью (или ее отсутствием) между словами и значениями, приписываемыми словам в таких сериях, как рука-ладонь-запястье (сообразная), часы-ладонь-запястье (не создающая преднастройки), дерево-ладонь—запястье (несообразная), и часы-шар-запястье (не связанная).

Например, можно было ожидать, что предъявление слова «рука» перед словом «palm» будет создавать преднастройку для восприятия значения этого слова, связанного с рукой (т. е. «ладонь»), что затем должно было бы улучшать время реакции испытуемого при распознании третьего слова, «запястье» (сообразность). Если бы пред настраивающим словом было «дерево», то слову palm должно было бы приписываться лексическое значение пальмы (дерева), и распознание значения третьего слова — «запястье» — должно было бы занимать большее время. Такой результат и был получен на самом деле.

Однако, когда среднее слово маскировали узором, так что испытуемый видел его бессознательно, но не сознательно, больше не было никакой заметной разницы во времени реакции между сообразными и несообразными сериями. Это должно удивлять, поскольку испытуемому, вероятно, были доступны оба значения неоднозначного слова, независимо от преднастраивающего контекста, однако ни одному из них не отдавалось предпочтение перед другим. По-видимому, выбор сопутствует сознательному опыту, но не бессознательному восприятию. Наше субъектное сознание возникает, когда совершается выбор. То есть сознание нужно в первую очередь для принятия собственного решения. Множество чувств, мыслей, желаний хоть и не осознаются умом, и играют важнейшую роль в нашем поведении, но именно сознание способно принять решение, обращая внимания на ту или иную эмоцию, мысль или ощущение.

Когда мы не обращаем внимание и не выбираем, мы не осознаем своих восприятий. Поэтому человек, обладающий «слепым зрением», отрицает, что видит что-либо, когда обходит препятствие. Женщина с разделенной корой мозга краснеет, но отрицает, что чувствует смущение. Также и в кабинете во время психоанализа пациент изначально отрицает свои эмоции, чувства, мысли, желания, так как находясь во внутреннем конфликте, он не способен обратить вниманию на свою душу и принять решение.

Амит Госвами — Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир

#НаучныеИсследования




Одно мнение к “БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Исследователи Ник Хэмфри и Льюис Вайскранц в своем негуманном эксперименте удалили у…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика