РЕАКЦИЯ НА ТЯЖЁЛЫЙ СТРЕСС
Самыми распространенными психическими расстройствами являются психогении. Они отличаются от эндогенных и экзогенных расстройств в соответствии с триадой К. Ясперса:
1) расстройство возникает вслед за психотравмой;
2) содержание переживаний отражает ее;
3) дезактуализация травмы ведет к ослаблению или прекращению расстройства.
Наиболее тяжелыми стрессорами являются: боевые действия, катастрофы, пожар, несчастный случай, присутствие при насильственной смерти другого, пытки, изнасилование, разбойное нападение.
Более интенсивной и длительной оказывается реакция на человеческий стрессор (удержание в заложниках), чем на природную катастрофу (наводнение).
Принята следующая категоризация психотравм.
Незначительная:
— острая (до 6 мес.) — разрыв с любимым, начало или окончание обучения, отъезд ребенка из дома;
— хроническая — семейные ссоры, неудовлетворенность работой;
Умеренная:
— острая — женитьба, разлука, аборт, потеря работы, отставка;
— хроническая — разлад в семье, положение родителя-одиночки, серьезные финансовые трудности, конфликт с начальством.
Выраженная:
— острая — развод, рождение первого ребенка;
— хроническая — безработица, бедность.
Экстремальная:
— острая — смерть супруга, опасная болезнь, оказаться жертвой насилия;
— хроническая — серьезная хроническая болезнь у себя или ребенка.
Катастрофическая:
— острая — смерть ребенка, суицид супруга;
— хроническая — пребывание в заложниках или в концлагере.
Во время стресса человек использует проблемно-решающее поведение, успешность которого определяется личностными и социальными характеристиками индивида: физическими (здоровье,
выносливость), социальными (круг знакомых, друзей, родных), психологическими (убеждения, самооценка и т. п.), материальными. Проблемно-решающее поведение включает два типа стратегий: 1)
активные, ориентированные на разрешение проблем и приводящие к редукции симптомов эмоционального дистресса (самоконтроль, планирование разрешения проблем, позитивная переоценка
и т. д.); 2) пассивные, направленные на редукцию эмоционального напряжения путем избегания, ухода от проблем, что, в конечном счете, приводит к нарастанию симптомов эмоционального дистресса.
Выделяют следующие способы проблемно-решающего поведения:
Конфронтация — я буду стоять на своем и отстаивать свою позицию.
Дистанцирование — уйду, чтобы ничего не случилось. Самоконтроль — я стараюсь справиться со своими проблемами сам.
Использование социальной поддержки — я обсуждаю проблему с окружающими.
Повышение ответственности — критикую свои действия или обучаюсь новым способам поведения.
Избегание — делаю все, чтобы отвлечься от проблемы, расслабиться, забыться.
Планирование разрешения проблемы — я думаю, что мне сделать. Позитивная переоценка ситуации — изменяю свое мнение о ситуации, нахожу в ней положительные стороны.