Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
23 ноября 2024
  • :
  • :

КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Х. ЛЕИНЕРА Название метода происходит от греческих слов ката — «соответствующий», «зависящий»…

КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Х. ЛЕИНЕРА

Название метода происходит от греческих слов ката — «соответствующий», «зависящий» и тимос — одно из обозначений души
(в данном случае имеется в виду эмоциональность). На русский
язык название метода можно перевести как эмоционально-обусловленное переживание образов. Также этот метод известен под
названием символдрамы и может быть назван психоанализом в
образах. Может, более удачным с точки зрения русского языка
было бы название «эмоционально-образная терапия».

Основные идеи
Теоретической основой кататимно-имагинативной психотерапии был и остается психоанализ как в классической, так и в его
современной форме. Одновременно этот метод имеет много общего с теорией архетипов К. Юнга и его методом активного воображения. В основе его лежит подтверждаемое практикой допущение, что трансформация образов фантазий в позитивную форму
приводит к аналогичному изменению бессознательных комплексов, выраженных в этих образах. Однако это не может быть произвольной трансформацией по заданному шаблону, клиент должен
менять образы самостоятельно (терапевт лишь направляет его) и
на основе большой душевной работы, только тогда произойдет
реальное изменение в его внутреннем мире.

Терапия
Клиент лежит на терапевтической кушетке или сидит в удобном кресле, терапевт применяет сначала ту или иную технику для
его расслабления. После достижения им состояния расслабления
ему предлагается представить образы на заданную терапевтом тему.
Причем клиент рассказывает терапевту о спонтанно представляемых им образах и возникающих при этом переживаниях, а терапевт как бы мягко сопровождает его в этом путешествии и направляет, если это необходимо, его воображение в нужную для
достижения терапевтического эффекта сторону. По сути дела, он
в нужные моменты времени делает замечания типа «да», «угу»,
«вот как!» и т.п., повторяет те или иные описания пациента, задает вопросы на уточнение: «Дерево большое?» и т.д.

Длительность сеанса в среднем составляет 20 минут, но не больше 35 — 40 минут. Весь курс терапии состоит из 8—15 сеансов, в
сложных случаях до 30 — 50 сеансов.

Кататимно-имагинативная терапия имеет три ступени (основную, среднюю и высшую), которые различаются прежде всего
используемыми темами (мотивами), но и некоторыми особенностями терапевтических техник.

Стандартные мотивы основной ступени:
1) мотив луга, который можно использовать как начало сновидения наяву;
2) мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья;
3) мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом
на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму
внизу;
4) мотив дома, который осматривается;
5) мотив опушки леса, где, находясь на лугу, надо заглянуть в
темноту леса, чтобы посмотреть, какая символическая фигура
выйдет из леса.

Стандартные мотивы средней ступени:
1) представление значимого лица;
2) исследование установки по отношению к сексуальности (для
женщин — поездка на повозке или машине, для мужчины — куст
роз на краю луга);
3) исследование установки по отношению к агрессии (представляется дикая кошка — лев или тигр);
4) определение идеала Я (выбрать себе имя того же пола, по-
том представить себе этого человека).

Стандартные мотивы высшей ступени: пещера, вулкан и фолиант.
В конкретной работе с пациентом можно использовать образы
различных ступеней, но начинается терапия с мотивов основного
уровня. Кроме перечисленных мотивов могут использоваться и
многие другие: встреча с семьей животных (с целью получить
представление о проблемах в семье ребенка), получение во владение надела земли и т.д. Могут также представляться какаянибудь значимая ситуация из реальной жизни, сцена из сновидения, представление значимого предмета, например любимой игрушки.

Для пациентов с психосоматическими проблемами эффективным может быть просмотр органов тела изнутри (пациент представляет себя маленьким человечком, путешествующим по телу).
Каждая из тем соответствует определенной психологической
проблематике. Например, мотив ручья символизирует оральные
проблемы и отношения с матерью, а также выражает процесс
текущего психического развития. То, как клиент воображает себе
ручей, может иметь диагностическое значение: признаками нарушений, указывающими на существование внутреннего конфликта, может быть то, что вода кажется ему грязной или ледяной,
так что ее нельзя пить или опустить в нее ноги, если исток ручья
еле сочится из песка и т.д. В ходе нескольких сеансов образ ручья
может спонтанно меняться в более позитивную форму, что сопровождается исчезновением той или иной симптоматики.

Пример.
Девятилетняя девочка больше года страдала рецидивирующей крапивницей. С ней было проведено несколько сеансов символдрамы с представлением сцен купания и была обсуждена выявленная тем самым конфликтная проблематика. После нескольких коротких рецидивов кожное заболевание исчезло полностью, и в течение 3 лет последующего наблюдения не было выявлено ни одного проявления крапивницы.

Весьма важным представляется также мотив подъема в гору.
Гора может выражать проблемы конкурентных отношений с родителями, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки клиента. У невротических пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь
холмом или даже кучей песка, при завышенном уровне — очень
большой, высокой, покрытой снегом и ледниками. Важны и путь
до вершины, и панорама, открывающаяся с нее, и многое другое, опытный терапевт умеет «читать» возникающие у клиента
образы.

Пример.
18-летний подросток страдал заиканием, особенно в присутствии отца
или учителя, что, по мнению Х.Лейнера, лечившего его, свидетельствовало о непреодоленной авторитарной проблематике. Представляя в ходе терапии гору, подросток смог подняться на нее, сделав определенное усилие, но с вершины горы он увидел еще более высокую и массивную гору, на вершине которой стояла массивная обзорная башня. Х.Лейнер сделал вывод, что покоренная гора соответствовала собственному уровню притязаний подростка. Это усиливало сравнение с огромной горой напротив, намного превышающей гору подростка. Эта гора с мощной башней на верши-
не представляла типичный фрейдистский символ мужского начала, символ отцовско-авторитарного мира.

Х.Лейнер предположил, что если удастся побудить пациента подняться
и на отцовскую гору с ее башней (как выражение идентификации с отцом, которая до сих пор оставалась нарушенной), то должно произойти изменение в его отношении к отцовскому авторитету.
Прохождение через долину и подъем на большую гору и башню удались, хотя и не без трудностей. В последний момент разразилась такая гроза, что без подбадриваний терапевта он не смог бы подняться на башню. Пациент очень гордился своим достижением, а терапевт, в свою очередь, положительно комментировал это достижение, но не давал никаких интерпретаций.

Когда спустя три дня пациент опять пришел на прием, он сообщил, что у
него больше не осталось никаких следов заикания, он мог чисто говорить в присутствии как отца, так и учителя, и отстаивать свое мнение в споре с ними.

Каждая тема, предлагаемая клиенту для направленного воображения, может быть подробно охарактеризована с точки зрения
тех глубинных проблем, которые могут с ее помощью быть выявлены и решены, но мы не можем изложить здесь все эти данные.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика