Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
23 ноября 2024
  • :
  • :

Исследование агрессивных аспектов нарциссизма Когда в 1920 году Фрейд выдвинул дуалистическую теорию влечений жизни…

Исследование агрессивных аспектов нарциссизма

Когда в 1920 году Фрейд выдвинул дуалистическую теорию влечений жизни и смерти, в развитии психоанализа началась новая эра, которая постепенно привела к более глубокому пониманию агрессивных явлений в психической жизни. Многие аналитики возражали против теории инстинкта смерти, не принимали ее, считая ее спекулятивной и чисто теоретической, тогда как другие быстро признали ее фундаментальную клиническую важность.

Фрейд подчеркивал, что влечение смерти молчаливо ведет индивидуума к смерти, и что только благодаря активности влечения жизни эта смертельная сила проецируется наружу и проявляется в виде деструктивных импульсов, направленных против объектов внешнего мира. Обычно влечения жизни и смерти смешаны или слиты друг с другом в различной степени, и Фрейд утверждал, что они «вряд ли когда-либо появляются в чистом виде». Хотя состояния сильного разделения (defusion) влечений действительно очень похожи на фрейдовское описание несмешанного (unfused) влечения смерти – например, желание умереть или исчезнуть, превратиться в ничто – при детальном клиническом исследовании мы обнаруживаем, что мы не можем наблюдать влечение смерти в его исходной форме, так как он всегда манифестируется как деструктивный процесс, направленный против объектов и самости.В их наиболее злокачественной форме эти процессы, по-видимому, действуют в тяжелых нарциссических состояниях.

Следовательно, в этой статье я попытаюсь прояснить в основном деструктивные аспекты нарциссизма и связать их с фрейдовской теорией слияния и разделения (fusion and defusion) влечения жизни и смерти.
Работы Фрейда, написанные после работы «По ту сторону принципа удовольствия» с ее спекулятивным подходом, ясно показывают, что он использовал теорию инстинктов жизни и смерти для объяснения многих клинических явлений. Например, в работе «Экономические проблемы мазохизма» (1924) он писал: «Моральный мазохизм, таким образом, становится классическим доказательством существования «инстинктивного слияния»: опасность связана с его происхождением от инстинкта смерти и представляет собой ту часть последнего, которая избежала отклонения во внешний мир в форме инстинкта разрушения».

В «Новых лекция по введению в психоанализ» (1933) он обсуждал слияние Эроса и агрессивности и поощрял аналитиков к использованию этой теории клинически. Он писал: «Эта гипотеза открывает направление исследования, которое однажды может оказаться крайне важным для нашего понимания патологических процессов, поскольку слияния могут быть преодолены и тогда вполне можно ожидать, что такие состояния разделения инстинктов могут привести к серьезным последствиям для адекватного функционирования.

Однако, эта точка зрения все еще является новой. До сих пор никто не предпринял попытки ее практического использования».
Всего лишь через четыре года, в работе «Анализ конечный и бесконечный» (1937), Фрейд возвращается к клиническому применению теории инстинкта смерти к пониманию глубоко коренящихся сопротивлений аналитическому лечению и пишет: «Здесь мы имеем дело с окончательными вещами, которым нас учит психологическое исследование: поведение двух первичных инстинктов, их распределение, слияние и разделение (defusion). Нет более сильного впечатления от сопротивлений, возникающих во время анализа, чем от существования силы, которая защищается всеми возможными способами от выздоровления и которая исполнена абсолютной решимости сохранить болезнь и страдание».

Фрейд связывает это со своей предыдущей теорией негативной терапевтической реакции, в которой говорилось о бессознательным чувстве вины и потребности в наказании, и добавляет: «Эти явления дают безошибочные впечатления о той силе в психической жизни, которую мы называем инстинктом агрессии или разрушения в соответствии с его целями и происхождение которого мы находим в первоначальном инстинкте смерти живой материи… Только совместным или взаимно противоположным действием двух первичных влечений – Эроса и влечения смерти – и никогда только одного или другого – мы можем объяснить богатое многообразие явлений жизни». Позже в той же самой работе он утверждает, что мы должны были бы исследовать все случаи психического конфликта с точки зрения борьбы между либидинозными и деструктивными импульсами.

При обсуждении психоаналитического подхода к нарциссическому неврозу в 1916 Фрейд подчеркивал непроницаемость каменной стены, с которой он сталкивался. Однако, когда в 1937 году он описывал глубоко коренящиеся сопротивления аналитическому лечению, он не соотнес напрямую сопротивления в нарциссических состояниях с сопротивлениями в состояниях инерции и в негативных терапевтических реакциях, которые он объяснял инстинктом смерти. Одной из основных причин этого упущения может быть то, что Фрейд основывал всю свою теорию первичного нарциссизма на идее, что индивидуум направляет свое либидо на себя, и что вторичный нарциссизм возникает в результате отвода либидо от объекта обратно к себе – и только после того, как он прояснил свои идеи относительно принципа удовольствия и принципа реальности в 1913 году и соотнес их с любовью и ненавистью в работе «Влечения и их судьба» (1915), он начал понимать, что существует некая важная взаимосвязь между приятными нарциссическими состояниями и ненавистью или деструктивностью, направленными на внешний объект, возникающими при первых столкновениях индивидуума с объектами.

Например, в 1915 году он пишет: «Когда во время стадии первичного нарциссизма появляется объект, вторая противоположность любви, а именно ненависть, также начинает свое развитие». В той же самой работе он подчеркивает первичное значение агрессии: «Ненависть, как отношение к объекту, старше любви. Она берет начало от первичного отказа нарциссического Эго от внешнего мира с его потоком стимулов».

Схожее направление мысли можно увидеть во фрейдовском взгляде на принцип Нирваны, который он рассматривал как отход или регрессию к первичному нарциссизму при доминировании инстинкта смерти – туда, где мир, неодушевленное состояние и подчинение смерти равны.
Хартманн и др. (Hartmann et al., 1949), по-видимому, имели такое же мнение относительно идей Фрейда о взаимосвязи агрессии и нарциссизма:
«Фрейд часто сравнивал отношение между нарциссизмом и объектной любовью с отношением между саморазрушением и разрушением объекта. Эта аналогия должна была повлиять на его предположение о сравнении саморазрушения как первичной формы агрессии с первичным нарциссизмом».

Из всего этого становится ясно, что Фрейд должен был осознавать очевидную взаимосвязь между нарциссизмом, нарциссическим уходом и инстинктом смерти, однако, он не проработал это в деталях ни теоретически, ни клинически. Как я собираюсь позже показать в этой статье, я считаю, что эти взаимосвязи имеют важное клиническое значение.

Возвращаясь к вопросу о скрытом переносе в смысле клинических сопротивлений, которые Фрейд (1937) связывал с молчаливой оппозицией инстинкта смерти, важно понимать, что он думал, что эти сопротивления не могут быть успешно преодолены анализом: он, по-видимому, полагал, что скрытая молчаливая агрессия инстинкта не может быть проанализирована до тех пор, пока она не проявится как открытый негативный перенос и что интерпретации ничего не могут сделать, чтобы «активизировать» его.

Абрахам пошел дальше Фрейда в изучении скрытого негативного переноса и в прояснении природы деструктивных импульсов, с которыми он сталкивался в своей клинической работе с нарциссическими пациентами. В случаях психотических нарциссических пациентов он подчеркивал надменное чувство превосходства и отчужденность нарцисса и интерпретировал негативное агрессивное отношение в переносе. Уже в 1919 году он внес существенный вклад в анализ скрытого негативного переноса, описав особую форму невротического сопротивления аналитическому методу.

Он обнаружил в этих случаях ярко выраженный нарциссизм пациентов, а также подчеркивал враждебность и неподчинение, которые скрываются за внешним стремлением к сотрудничеству. Он описывал то, как нарциссическое отношение присоединяется к переносу и как эти пациенты обесценивают аналитика и неохотно отдают ему аналитическую роль представления отца. Они меняют местами позиции пациента и аналитика, чтобы показать свое превосходство над ним. Он подчеркивал, что элемент зависти обязательно присутствовал в поведении этих пациентов и таким образом он клинически и теоретически связал нарциссизм и агрессию. Следует отметить, что Абрахам никогда не пытался связать свои открытия с фрейдовской теорией влечения.

Райх возражал против теории влечения смерти. Однако, он внес фундаментальный вклад в анализ нарциссизма и латентного переноса. Он также подчеркивал, в противоположность Фрейду, что нарциссические отношения пациента и латентные конфликты, которые включают в себя негативные чувства, в анализе могут быть активизированы и вынесены на поверхность и затем проработаны. Он считал, что «в каждом случае без исключения пациент начинает анализ с более или менее выраженного отношения недоверия и критицизма, которые, как правило, остаются скрытыми».

Он утверждал, что аналитик должен постоянно указывать на то, что скрыто, и что его не должен вводить в заблуждение внешне позитивный перенос пациента. Райх в деталях изучил броню характера, в которой нарциссическая защита находит свое конкретное хроническое выражение. В описании нарциссических пациентов он подчеркивал их надменное, насмешливое и завистливое отношение, равно как и их презрительное поведение. Один пациент, который был постоянно занят мыслями о смерти, на каждой сессии жаловался, что анализ не трогает его и совершенно бесполезен. Этот пациент также признавал свою безграничную зависть, не только к аналитику, но и к другим людям, по отношению к которым он чувствовал свою неполноценность. Постепенно Райх осознал сам и смог показать пациенту его триумф над аналитиком, и его попытки сделать его бесполезным, неполноценным и импотентным, чтобы он не смог ничего достичь. После этого пациент смог признать, что он не выносит превосходства кого бы то ни было и всегда старается унизить других людей.

Райх пишет: «Имела место подавляемая агрессия пациента, которая до этого момента наиболее экстремально проявлялась в его желании умереть».
Открытия Райха, связанные с латентной агрессией, завистью и нарциссизмом имеют много общего с описанием нарциссического сопротивления, сделанного Абрахамом в 1919 году.
Среди многих аналитиков, которые признали фрейдовскую теорию взаимодействия инстинктов жизни и смерти, вклад Мелани Кляйн заслуживает особого внимания, поскольку ее работа по существу основана на этой гипотезе, как теоретически, так и клинически. Кляйн также внесла важный вклад в анализ негативного переноса. Она обнаружила, что зависть, в особенности в ее отщепленной форме, является важным фактором создания хронического негативного отношения в анализе, включая «негативные терапевтические реакции».

Она описала ранние инфантильные механизмы расщепления объектов и Эго, которые позволяют инфантильному Эго держать любовь и ненависть отдельно друг от друга. В своих работа, касающихся нарциссизма, она подчеркивала либидинозные аспекты и утверждала, что нарциссизм фактически является вторичным явлением, основанным на отношение к внутреннему хорошему или идеальному объекту, который в фантазии формирует часть любимого тела и самости. Она считала, что в нарциссических состояниях имеет место уход от внешних отношений к идентификации с идеализированным внутренним объектом.

Герберт Розенфельд — Клинический подход к психоаналитической теории инстинктов жизни и смерти




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика