РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИЛЬНЫХ СТОРОН ПАЦИЕНТА
Терапевт, который лечит пациента с КПТСР, также стремится создать отношения, которые будут максимально эгалитарными и настроенными на совместную работу. Но это может быть трудно понять
и принять пациенту, пережившему КПТСР. Благодаря авторитету,
основанному на профессиональных знаниях и опыте, терапевт заручается поддержкой общества, а обычно и самого пациента. Пациенты ищут лечащего врача, основываясь на его статусе и экспертности. В этом контексте создается дифференциация власти и статуса, в которой терапевт, очевидно, обладает большими силами и властью, чем пациент. Однако пациент привносит в терапию не только проблемы и вопросы, но и личные, реляционные и культурные аспекты — знания и опыт, которые являются существенным дополнением к профессиональным и техническим знаниям и опыту терапевта. После пережитых комплексных травм и жизни в режиме выживания пациенты часто не замечают свои сильные стороны, и окружающие их также не замечают.
Симптомы и нарушения, вызванные хроническими реакциями на комплексный травматический стресс, могут стать настолько заметными, что скрытые сильные стороны человека остаются незамеченными. Более того, часто бывает так, что люди, пережившие травму, чувствуют себя самозванцами и не могут принять свои сильные стороны или таланты. Или же они относят сильные стороны к недостаткам илипорокам из-за эмоционально жестокого отношения со стороны окружающих или своих заблуждений (например, настойчивое стремление обрести родственные связи пациент может отнести к зависимости или потребности, или посчитать самодостаточность и самостоятельность за сильное отклонение).
Таким образом, чтобы расширить возможности пациентов с историей комплексной травмы, нужно начинать с целенаправленного поиска,
признания и подтверждения терапевтом способностей и ресурсных областей. Со временем, если терапевт будет постоянно подчеркивать положительные качества пациента, его способности и ценности, пациент сможет смириться и в конечном счете принять, и оценить свои сильные стороны и самооценку. Это сложно для многих людей с историей комплексной травмы, потому что они практически не получали поддержки со стороны окружающих из-за травмирующих обстоятельств, которые они пережили, и/или из-за того, что окружающие неправильно понимали их адаптации к выживанию — как патологии или слабости. Или они могли получить одобрение, но только в сочетании с принуждением, обесцениванием и другими формами виктимизации, а не в контексте заботливых отношений. Или, опять же, они могли получить подлинную валидацию от ключевых людей в своей жизни, но потерять ее в результате разлуки или предательства со стороны этих людей в результате травматических событий или потерь (например, сопутствующего жестокого обращения, насилия, расставания, смерти), или ухудшения состояния (например, психического здоровья, криминальных или юридических проблем) в жизни других людей. Таким образом, многие пациенты с КПТСР очень болезненно воспринимают признание своих сильных сторон не только из-за того, что они неспособны оценить свои положительные качества, но и из-за травмы или потери, которые ассоциируются с поддержкой и одобрением. Поэтому, чтобы пациент признал и подтвердил свои основные достоинства, несмотря на сильное чувство собственной ущербности или “негативные особенности”, нужен тонкий терапевтический подход. Такой подход должен включать: помощь в развитии навыков и компетенций, которые приводят к достижениям, а также работу над травматическими ассоциациями (включая воспоминания, а также эмоциональный дистресс и убеждения), из-за которых валидация стала источником страданий, а не облегчения.
Если терапевт в процессе совместной работы над целями пациента
будет продолжать признавать сильные стороны пациента и акцентировать на них внимание, это поможет пациенту проявлять самостоятельность и полагаться на свои личные знания, опыт и авторитет. Важно, чтобы терапевт принимал то, что пациент ставит под сомнение авторитеты (включая авторитет терапевта), и осознавал, что именно у пациента решающее слово в вопросах относительно его жизни, воспоминаний, терапевтического участия и прогресса. Более того, терапевт обязан тщательно следить за соблюдением соответствующих границ и ограничений. Именно он должен исключать двойные стандарты при оценке отношений и ситуаций любого рода, в которых пациент может подвергнуться намеренному или непреднамеренному давлению, принуждению или эксплуатации. Лечение должно быть основано на спланированной и систематической (не пускать на самотек) совместной работе, в процессе которой будут использоваться эффективные подходы и методы лечения. Такое лечение нужно организовать на основе тщательной оценки (которую лучше всего рассматривать непрерывно, поскольку различные проблемы и симптомы возникают или проходят на протяжении всего курса лечения и требуют от терапевта гибкости в отношении плана лечения). Применение терапевтических инструментов должно быть иерархически упорядоченным, запланированным и последовательным [Courtois, 1999].