РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека. Вестибулярному аппарату передается информация о трех направлениях изменения положения тела: движения в вертикальном направлении — вверх и вниз; движения тела в горизонтальной плоскости — вправо и влево; Поступательно-возвратные движения — вперед и назад. Эти движения вызывают различную эмоциональную реакцию. Движения вправо и влево, а также вперед и назад являются скорее приятными и успока-ивающими.
Движения верх и вниз действуют, как правило, раздражающе. Существует также четвертый способ движения: поворотные и ускоряющиеся движения вокруг своей оси. Во время таких движений человек взглядом ищет какой-либо фиксированный объект, а затем поворачивается вокруг своей оси. Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также с детьми с судорожным синдромом требует очень осторожного выполнения движений вокруг своей оси. Признаком перевозбуждения при стимуляции вестибулярного аппарата является нистагм глаз (хаотические движения глаз).
Наиболее эффективную стимуляцию вестибулярных ощущений обеспечивают следующие условия: стабильное положение как педагога, так и ребенка, чтобы процесс стимуляции проходил без напряжения тела; по-следовательность выполнения движений на большом мяче вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад, вращение по часовой стрелке и обратно (относи-тельно какой-либо точки, но не вокруг собственной оси); длительность упражнений определяется индивидуально, занятие не вызывает отрица-тельных эмоций у ребенка. Подходящими вспомогательными средствами являются: большой гимнастический мяч, на который может лечь ребенок; подвесные качели, которые позволяют совершать как движения вверх-вниз, так и вращательные движения; горизонтальные качели, на которых можно расположиться лежа (для детей, которые не могут контролировать положение головы и/или которым с большим трудом удается удерживать голову, рекомендуется использовать гамак, который укреплен расположенной в середине доской, причем доска не должна прогибаться); качели в форме бочки (могут применяться 5 гимнастических колес и гимнастический мат, чтобы качели имели форму тоннеля); большой терапевтический валик с жестким сердечником из полистирола (35—40 см в диаметре); батут.