КАК УТРАЧЕННЫЙ ОБЪЕКТ ВЛИЯЕТ НА ПСИХИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ?
Зигмунд Фрейд использовал слово «объект» как технический термин, обозначающий цель, на которую направлено влечение и от которой ожидается удовлетворение. По Фрейду, внутренний объект — это объект влечения, в то время как в рамках теории объектных отношений под этим термином подразумевается объект привязанности. Кроме того, согласно представлениям Фрейда, первоначально никакого внешнего объекта не существует. Либидо находит свой объект в самом младенце, живущем в состоянии первичного нарциссизма.
Для младенца объектом либидо становится материнская грудь, поскольку именно в процессе кормления он испытывает наибольшее удовлетворение. Когда объект недоступен, младенец, страдая от отсутствия удовлетворения, воображает грудь и находит оральное удовлетворение в собственном теле.
Так он переходит в состояние первичного нарциссизма и только постепенно начинает осознавать, что объект существует вне его. По мере того как основной эрогенной зоной становятся сначала оральная, а затем анальная, фаллическая и генитальная области, ребенок связывает ощущение физической стимуляции в каждой из них с вниманием, получаемым от значимого взрослого.
Изучая влюбленных и людей, потерявших любимого, Фрейд пришел к выводу, что фактическая утрата объекта ведет к рассогласованию в Я, поскольку одна из ее частей идентифицируется с потерянным объектом. Так он пришел к мысли, что психическая структура формируется через интернализацию опыта либидинозного опыта отношений с объектами.
Идентификация с отвергающим и запрещающим объектом на эдиповой стадии приводит к возникновению Супер-Эго, контролирующего сознание и управляющего им. И хотя инстинкты по-прежнему играли важную роль в представлениях Фрейда, он перешел к теории о существовании регулирующих психических структур, способных переживать и разрешать конфликты, а также противостоять незрелым или неприемлемым побуждениям.
Рональд Фэйрберн описывает три основных категории внутренних объектных отношений, одна из которых относится к осознаваемой части самости, а две другие вытеснены в бессознательное. Это:
1) отношения с идеальным объектом (в осознаваемой части Я),
2) отношения с возбуждающим объектом (в бессознательном) и
3) отношения с отвергающим объектом (также в бессознательном).
Упорядочивание психической организации происходит посредством механизмов расщепления и вытеснения. По мнению Фэйрберна, даже самая хорошая мать иногда воспринимается младенцем как отвергающая, например, когда она не может обеспечить свое присутствие, в то время как ребенок хочет от нее тепла или пищи.
Чтобы справиться с невыносимым чувством тревоги и покинутости, младенец создает внутренний образ матери как отвергающего объекта (интроекция). Согласно теории Фэйрберна, интроекция — это первый защитный механизм, применяемый Эго против невыносимой боли и сепарации от объекта.
Мы, однако, считаем, что младенцы интернализуют все аспекты отношении с матерью и сортируют их по качеству переживания. На основании этой
элементарной категоризации опыта формируется психологическая структура и возникает способность к самостоятельному функционированию.
По мысли Фэйрберна, после того, как младенец осуществил интроекцию плохого объекта, в его своей рудиментарной самости возникает чувство неудовлетворенности. Чтобы сохранить в сознании идеальный образ матери, Я ребенка пытается преодолеть боль отвержения, полностью вытеснив образ неудовлетворительного объекта в бессознательное.
Там отвергнутый объект распределяется по двум категориям: отвергающий объект и возбуждающий объект.
Однако внутренний объект не может расщепляться или подавляться сам по себе. Вместе с ним должны претерпеть расщепление и связанная с ним часть Эго, и аффект, сопровождающий эти болезненные отношения. В случае отвергающего объекта младенец испытывает гнев, фрустрацию и печаль, а в случае объекта возбуждающего — болезненное страстное влечение.
Карл Хайнц Бриш — Терапия нарушений привязанности: От теории к практике