О НЕКОРРЕКТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.
Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург), статья была опубликована в журнале ЛФК и массаж», №9, 2006 г.
РЕЗЮМЕ.
Целью работы явилось исследование проблемы приемлемости восточных психофизических методов в отечественной лечебно-оздоровительной практике. Для реализации данной цели автор использовал в основном теоретический анализ и обобщение литературы по рассматриваемой проблеме. В качестве базовой теоретико-методологической платформы исследования использовано учение К.Г. Юнга об архетипе. В работе приведены психологические и медицинские аспекты изучаемого вопроса. В результате проведенного исследования автор делает вывод о некорректности использования восточных психофизических методов в отечественной лечебно-оздоровительной практике. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь архетипической неадекватностью восточных медитативных практик психологическому типу европейцев.
Поводом к данной публикации явилась статья Т.В. Сафарова, помещенная в февральском (втором) номере журнала «ЛФК и массаж» за 2006 год. Автор статьи видит большой потенциал лечебного применения движения в «традиционных» оздоровительных системах, под которыми понимаются прежде всего индийская йога и китайская гимнастика УШУ.
В последние десятилетия в отечественную систему физического воспитания, лечебно-оздоровительную практику активно внедряются элементы восточных психофизических систем. Указанные методы в своей структуре содержат наряду с технологическими элементами (физическими упражнениями) приемы медитации (дыхательно-медитативные упражнения).
Элементы йоговской медитации (понятие «йога» в нашем исследовании включает не только индийскую йогу, но и даосскую йогу – цигун) и дыхательных упражнений распространены сегодня в сфере физической культуры в модифицированных вариантах. Так, например, Ю.А. Шпагин предлагает внедрить в физкультурно-оздоровительную практику студентов «гармонизирующую тренажерную гимнастику», включающую наряду с физическими упражнениями элементы медитации и «рыдающее дыхание» по Ю.Г. Вилунасу. По свидетельству автора, занятия по такой методике вызывают ощущение «приятного погружения в своеобразный транс».
В настоящее время восточные психофизические методы рекомендованы рядом исследователей профессионально-прикладной физической подготовки в целях психической мобилизации обучаемых на занятиях и как средства физической реабилитации специалистов операторского профиля.
Однако, на наш взгляд, увлечение специалистов физического воспитания, медицинских работников восточными психофизическими практиками поспешно и основано скорее на эмоциях, моде, чем на строгом научном подходе.
Настороженность относительно внедрения в отечественную систему физического воспитания нетрадиционных психофизических методов обусловлена следующими положениями. Во-первых, йога базируется на восточных религиозно-философских учениях, основные положения которых находятся в противоречии с современной научной концепцией.
При этом мы не имеем в виду абсолютное противоречие религиозного мировоззрения научной картине мира, как, например, было принято считать в свете диалектико-материалистического метода в советский период. Напротив, современная наука не вступает, например, в противоречие с библейско-монотеистической концепцией. Более того, монотеизм способствовал демифологизации мира и тем самым сделал его доступным для научного, рационального познания. Не случайно большинство основателей современной науки были приверженцами библейского мировоззрения.
Научной картине мира противостоит именно пантеистическая традиция Юго-Восточной Азии, в которой и зародилась йоговская практика. В силу данного обстоятельства даже рациональный подход к применению йоги, без учета религиозно-мировоззренческих основ нельзя считать научным. Йога – плод мистики, а не науки. Именно оккультный генезис йоги ставит ее за рамки современной отечественной системы лечебно-оздоровительной практики, основанной на строго научном методе.
Во-вторых, европейцы и народы Юго-Восточной Азии принципиально различаются по психологическому складу. Данное положение основано на учении известного швейцарского психолога К.Г. Юнга об архетипе. Под архетипом Юнг понимает определенный наследственный психологический склад, основанный на коллективном «бессознательном», свойственный целым нациям и народам.
По мысли Юнга, европеец может лишь имитировать методы йоги, взращенные в совершенно иных психических условиях, он может заучивать идеи и термины, но, в конце концов, все равно не сможет выражать свой психический и духовный опыт непосредственно в терминах индийской традиции: «Мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы».
Занятия йогой требуют наличия у обучаемых выраженной интровертивной психологической установки у обучаемых, характерной для народов Юго-Восточной Азии. Европейцы же – экстраверты по своей психологической наследственности.
Данное теоретическое положение подтверждается исследованиями, проведенными в Военном институте физической культуры. Из числа опрошенных по методике Айзенка курсантов только 13% проявили умеренную интровертную установку, 57% можно отнести к умеренным и выраженным экстравертам и 30% – к амбивертам. Ни один из опрошенных респондентов не проявил выраженной интроверсии, необходимой для адекватного овладения йоговской медитативной практикой.
И видимо, не случайна современная статистика психических заболеваний, связанных с углубленными занятиями йоговской медитацией. Так, В.Э. Пашковский свидетельствует об атипичных диссоциативных нарушениях, выявленных у людей, занимавшихся восточной медитативной практикой.
«Гармонизирующее» воздействие на организм, рекомендуемое сторонниками восточных психофизических методов, может быть вполне соблюдено и в традиционной оздоровительной практике. Положительный психологический эффект обеспечивается путем придания физической реабилитации эмоционального, рекреационного характера. Этому могут способствовать следующие факторы: игровая деятельность, добровольный выбор средств физической реабилитации, учет при их подборе типологии нервной системы, коллективная форма занятий, возможность общения, индивидуальных проявлений и действий, комплексирование педагогических и биологических (гидротермические процедуры, массаж) средств физической реабилитации и др.
Что же касается эндорфинов («гормонов удовольствия»), то, как уже давно известно в физкультурно-оздоровительной практике, они активно вырабатываются в организме при занятиях любыми упражнениями аэробного характера. И не обязательно для этих целей применять нетрадиционные для европейцев методики, такие как, например, рекомендуемая Т.В. Сафаровым гимнастика УШУ.
Экстравертированный характер европейцев обусловливает наибольшую эффективность активно-деятельной, рекреативной формы физического воспитания, а не пассивн-созерцательной, предпочтительной для представителей Юго-Восточной Азии.
Таким образом, видимо, некорректно и называть рекомендуемые Т.В. Сафаровым восточные оздоровительные системы традиционными. Исходя из учения К.Г. Юнга об архетипе им более подходит термин «нетрадиционные». Традиционны они для народов Юго-Восточной Азии, но не для европейцев.
И, наконец, третий серьезный аргумент не в пользу внедрения восточных медитативных систем в отечественную лечебно-оздоровительную практику лежит в духовной плоскости. Сегодня в условиях духовного плюрализма в нашей стране возможно увлечение подростков и молодых людей на базе занятий йогой ее религиозно-мировоззренческими основами. Такой вариант не исключен, тем более что, по свидетельству Юнга, «практика йоги немыслима – да и неэффективна без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливается воедино физическое и духовное».
А поскольку традиционный религиозный опыт народов Юго-Восточной Азии закрыт для европейцев в силу этнокультурной специфичности, то духовные искания выведут адепта скорее на одну из пвсевдоиндуистских сект деструктивного характера, которые сегодня получили широкое распространение в России. В аспекте нашего исследования немаловажно, что восточные медитативные практики являются неотъемлемым элементом культа данных сект. Пребывание в секте в свою очередь не будет способствовать физическому и, особенно, психическому здоровью человека.
Сегодня в психиатрии введено понятие «культовая травма», под которым подразумевается комплекс воздействий, используемый в деструктивных культах и направленный на изменение сознания индивида.
В.Э. Пашковский на основе изучения документации бывших адептов деструктивных сект выявил следующие психические расстройства, вызванные культовой травмой: диссоциативные (конверсионные) – 52,9%; острые реакции на стресс – 28,9%, посттравматические стрессовые – 13,5%; синдром деперсонализациидереализации – 4,7% .
По данным M.T. Singer, у эксадептов после воздействия культовой травмы отмечались инфаркты миокарда, бронхиальная астма, язвенная болезнь, а также несколько случаев внезапной смерти.
Таким образом, приведенные в настоящей статье аргументы позволяют автору скептически относиться к попыткам внедрения восточных психофизических методов в отечественную лечебно-оздоровительную практику, к числу фундаментальных принципов которой можно было бы отнести и «принцип этнопсихологической адекватности».
Опасность и неэффективность многих восточных психофизических практик неоднократно подтверждена доказательной медициной.