Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
29 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО В настоящем исследовании мы постараемся проанализировать и понять то, чем же…

НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО

В настоящем исследовании мы постараемся проанализировать и понять то, чем же мы руководствуемся в собственной психической, нравственной и эмоциональной жизни. Но особую тревогу у нас вызывает то обстоятельство, что ученые, имеющие все больше информации о личных и межличностных связях, полагают, что это автоматически дает им право манипулировать, контролировать и управлять нашими эмоциями и поведением. Неожиданно для нас самих мы становимся свидетелями революции в данной области, когда последствия, с которыми нам придется столкнуться в ближайшие десятилетия, совершенно невозможно предсказать.

Ведь у ученых, изучающих нейро-процессы и всевозможные социальные явления, становится все больше возможностей программировать наше сознание и управлять поступками людей. Нам необходима уверенность в том, что мы держим бразды правления в своих руках и точно знаем, что необходимо сделать для того, чтобы избежать определенных проблем в будущем. Больше времени у нас уйдет на то, чтобы удостовериться в том, что любая механистическая и фактическая информация скорее отвечает нашим целям, чем контролирует нас.

Так как же мы собираемся защищать человеческую свободу, спонтанность и креативность? Как мы можем понять, в чем состоит истинный смысл, во что нам стоит верить и каких придерживаться ценностей. Какой смысл мы вкладываем в понятие трансцендентности и к чему должны стремиться в будущем? Вообще, и это вполне объяснимо, подобные аспекты человеческой жизни всегда имели отношение скорее к области искусства, религии и философии, нежели науки. Искусство позволяет отразить ту борьбу, которую ведет человек, оказавшийся в определенных условиях; оно же показывает, как человек обретает цель в этой борьбе.

Философам привычно отводится роль предвосхищения событий, что позволяет нам размышлять над определенными вещами и находить смыслы в этом мире. Таким образом, философы так или иначе направляли политиков и преподавателей, контролируя те или иные нравственные споры, возникающие в обществе. А кто же направляет политиков в их нравственных представлениях сегодня? Эту обязанность возложили на себя юристы, бизнесмены и экономисты, – все те, кто делает ставку на непрерывный рост в экономике. Философы же предпочитают занимать нейтральную позицию, когда они могут размышлять о том, что есть человеческая жизнь и какой у нее смысл.

Их задача состоит в том, чтобы подняться над тем, что волнует нас всех сейчас, и обеспечить более целостное видение. Теперь мы уже достаточно независимы, чтобы делать какие-то глобальные умозаключения относительно человеческой мудрости, даже если вопросы, с которыми нам приходится сталкиваться, представляются все более жизненно важными для нашего выживания. Ученые делают все более твердые и уверенные попытки связать человеческий опыт с какими-то конкретными фактами и цифрами, дискредитировав способность человека понимать, делать какие-то выводы и суждения. В наши дни научные ценности доминируют точно так же, как некогда религиозные ценности, мешая свободе и препятствуя прогрессу. Понимание и рефлексия непростых ситуаций, в которых оказался человек, теперь являются вторичными по отношению к рациональному, если это вообще возможно. Но сделает ли это искусство, философию и религию ненужными и сможет устранить страдания?

Надо сказать, что это крайне нежелательно. Художники и философы никогда не пытались соревноваться с учеными. Они не могли одержать победу в сражении, в котором не хотели участвовать. Люди творческие никогда не стремились дать какие-то готовые ответы на глобальные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Перед ними не стояла задача положить конец человеческим страданиям, ибо именно в них – страданиях – они видели много важного. Напротив, творческие личности пытались описать и показать доступными им способами эти страдания, открывая нам боль и радость человеческого существования и всевозможные противоречия, пытаясь измерить глубину этих страданий и постичь таинство человеческой
жизни.

Искусство – это область человеческих эмоций, и художник показывает эти эмоции в тех превратностях судьбы, которые выпадают на долю человека, в страданиях и несчастьях, ибо это и есть та самая благодатная почва, в которой могут проявиться и в дальнейшем развиться какие-то уникальные качества человека. Именно в этих глубинах и переломные моменты в жизни
человека и рождается вдохновение. Творческим людям хорошо известно то, что богатство жизни в ее контрастах. Для них цель жизни не та норма, когда нам приходится иметь дело со скукой однообразности, контролем и предсказуемостью, равно как они не ставят перед собой задачу свести на нет всевозможные неблагоприятные ситуации. То, что действительно важно для этих людей, – это сила и мощь подлинного и глубинного человеческого
опыта.

Точно так же и философы никогда не призывали нас к тому, что в жизни можно как-то сгладить всевозможные острые углы, упростить жизнь или подвести ее под какой-то общий и простой рациональный знаменатель. Философы всегда стремились понять и увидеть смысл в тех же самых проблемах и сложностях человека, которые художники стараются доступными им способами выразить и исследовать, не с той целью, чтобы освободиться от них, но скорее постичь их смысл. Иногда философы
действительно пытаются установить некий порядок в том хаосе человеческого существования, но их цель не столько в устранении конфликтов и проблем, сколько в постижении их смысла и нахождении более эффективных способов решения проблем.

Философы, в радикальном смысле этого слова (как любители мудрости), стараются подходить к трудностям со свойственной им мудростью, спокойствием и полным осознанием того, что представляет собой каждая конкретная проблема и что было бы желательным в данной ситуации. Их поиски отчасти сродни тому, что мы можем видеть в различных мировых религиях, ведь действительно некоторые религии известны как восточная философия. Однако, в отличие от большинства религий философы не пытаются дать какие-то указания, как необходимо жить, равно как они не стараются установить некие догмы, которые необходимо соблюдать. Их цель скорее побудить людей к тому, чтобы они думали сами.

Так почему же нас так вдохновляет все то, чем занимаются художники и философы? Потому что они имеют дело с вещами, которые действительно важны, и напоминают нам о необходимости обращать внимание на подлинно ценные вещи. Для хороших художников и философов импульсом к творчеству является вдохновение и их непосредственный личный опыт
столкновения с реальностью. Зачастую это означает то, что они используют свои эмоциональные переживания и отчаяние как некую отправную точку. Они имеют возможность показать нам ту борьбу, которую они ведут с жизнью, и их работа – некая попытка как-то трансформировать собственные муки и агонию в нечто, представляющее ценность. У них твердая почва под ногами, что и есть сама жизнь. Искусство – это то, что действительно помогает нам устранить различия, и мы сразу же узнаем муки, которые испытывал художник, даже если пытаемся убедить себя
в обратном. Философия Кьеркегора яркий тому пример, ведь его
работа непосредственно связана с собственной жизнью. Кьеркегор, как никто другой, умел выходить за пределы собственных страданий, и он смог это достаточно хорошо сформулировать:

Моя духовная работа действительно полностью удовлетворяет меня и позволяет с радостью заниматься любым делом, при условии, что оно меня полностью захватывает. Так же я вижу и свою жизнь: нести людям добро, радость и какие-то приятные вещи, в то время как самого меня переполняет боль, от которой не помогает ни одно средство, разве что проработка собственного сознания. (Kierkegaard)

Все то, о чем говорил Кьеркегор, звучит жизнеутверждающе, ведь он действительно получал облегчение от своей работы и черпал вдохновение из собственных страданий. Сталкиваясь с болью, он находил ключ к тому, чтобы как-то справиться с теми страданиями, которые выпали на его долю. В этом отношении Ван Гог оказался не столь удачливым или способным видеть смысл в собственных страданиях. Он мог только выражать это.

Вне всякого сомнения, страдания были источником его вдохновения, но в конце концов он так и не смог найти в этом спасения. Разве что научившись страдать, не жалуясь, научившись смотреть на боль без отвращения, вы рискуете утратить пространственную ориентацию. И все же это возможно. Действительно можно распознать нечто, смутно напоминающее нам о
том, что на другой стороне жизни существует какое-то позитивное объяснение существования боли, но если посмотреть отсюда, то иногда создается такое ощущение, что за горизонтом лишь одна сплошная безнадежность, заполняющая все вокруг

Но в то время как одного человека боль переполняет настолько, что он вообще больше не может ни на что реагировать, а другой черпает в ней вдохновение, люди всегда старались скорее успешно делать бизнес на страданиях, чем парировать удар. Мы научились извлекать что-то хорошее из того, что причиняет нам беспокойство. Но не всегда так просто придерживаться обретенных столь тяжким трудом жемчужин мудрости, и они часто утрачивают свою силу и мощь, передаваясь из поколения
в поколение как нечто, известное всем и каждому, некие пословицы или какие-то прописные истины. Некоторые философы или иные авторы позволяли себе основываться в своих работах на подобных выхолощенных инсайтах в отношении условий человеческого существования. Но мы должны научиться тому, как наиболее эффективно наследовать мудрость предков.

Бесспорно то, что это одно из лучших достижений в нашем мире: бороться с испытаниями и страданиями, которые выпадают на долю человека, превозмогая эти страдания и передавая этот опыт следующим поколениям. Традиционно эта территория принадлежит искусству и философии: наблюдать, комментировать, привлекать внимание других людей и показывать человеческую природу в таком ракурсе, чтобы человек мог извлечь для себя определенную пользу и более полно прожить собственную жизнь. Но здесь речь идет не о поисках счастья как таковых, но тех различных вопросах, которые ставит перед нами жизнь и которые никогда не могут быть сведены только к счастью.

Эмми Ван Дорцен — Психотерапия и поиски счастья




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика