Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
23 ноября 2024
  • :
  • :

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МАССАЖА. С точки зрения философии, процесс познания в любой…

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МАССАЖА.

С точки зрения философии, процесс познания в любой сфере развивается по спирали. Вначале идет восходящий виток спирали, в процессе которого накапливаются факты. Затем, с появлением систематизации накопленных знаний замыкается первый виток спирали развития. Но на этом процесс познания,
Естественно, не останавливается.
Начинается новый этап – синтез, следующий, более высокий виток спирали.
Вполне естественно анализ и систематизация производится в соответствии с уровнем развития специалистов, а также их взглядами. Начинается накопление уже не данных, а систем и взглядов. Развивается наука в целом и создает основы для новых аспектов рассмотрения. Копятся уже не просто данные, а различные срезы или проекции накопленного массива, с тем, чтобы со временем проявилась стерео-картина, тем самым формируя новый виток.
В момент завершения очередного цикла эволюции науки в целом, или какой-либо отдельной науки (научной теории) происходит как бы «перенормировка» научных знаний и далее цикл повторяется.
Это важно понимать по той причине, что примерно также происходит развитие специалиста. Оно происходит ступенями и на каждой ступени происходит открытие новых горизонтов. Понятно, что для подъема на следующую ступень, необходимо основательно закрепиться на предыдущей, так сказать, освоить базис, пройти виток спирали…закрепиться на уровне. Иначе падение с высоты нескольких ступеней может быть весьма неприятным…

Развитие массажа как систематической науки, также соответствует общей картине. Поэтому, прежде чем начинать техническую сторону обучения для лучшего понимания этапов и задач, давайте рассмотрим историю развития массажа.
Помимо философского значения, знание истории массажа позволит лучше понимать систематизацию приемов и различия существующих базовых школ.

Начинался массаж С РЕФЛЕКТОРНЫХ ДЕЙСТВИЙ, накопленных как генетический опыт в период формирования человека как такового. Эти действия похожи на действия животных, когда собаки покусывают и зализывают поврежденное место у тела, почесываются и т.д.
Мы совершенно безотчетно поглаживаем длительно болящую часть тела или жалея другого человека, растираем ушиб, или прижимаем его. Это проявляется опыт тысяч поколений, закрепившийся в наследственной памяти в результате эволюции и отбора. Это был период рефлекторных действий.

С появлением у человека разума, сознания и аналитической памяти подобные действия складывались, дополнялись случайными открытиями и результатами направленных поисков. В ряде случаев накопленный опыт передавался сознательно по наследству от родителей к детям. Часто опыт разных людей, живущих в одном регионе, объединялся под действием тех или иных причин. Стали выделяться отдельные люди, а то и общественные группы людей, которые становились носителями подобных знаний. Чаще всего это были представители религии, потому накопленные знания часто переплетались с религиозной философией. Так начался ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД развития массажных техник.
Нужно ли говорить, что первоначально массаж развивался как техника лечения и оздоровления.
В виду разобщенности людей и информационной изоляции между общинами, практически каждая имела свой уникальный метод массажного воздействия, сформированного рядом поколений. Имели люди и своих богов. С развитием интеграции и общения опыт объединялся, как и религии.
Повторяю, лекари того времени либо были служителями культа в одном лице, как шаманы, либо приписывали лечение богам, а себе оставляли только умение договариваться с высшими силами. И ошибки можно было списать на гнев богов и защиту найти. Одно дело обидеть человека, другое дело думать, что ты идешь против богов.

Каждый народ и каждая система массажа имеет свои легенды о происхождении. Так, например, китайская система воздействия на точки по разным легендам произошла от случайного ранения воина или ушиба острым камнем крестьянина, после которых у него прошла долго мучавшая его боль. Собственно вот так и образовался и развивался самый большой и плодотворный период в развитии массажа — эмпирический период.
В большинстве случаев массажная мудрость передавалась от мастера к ученику, как правило родственнику. Грамотность была уделом избранных.
В древнем мире таковыми являлись аристократы и приближенные к ним. В частности грамотными были врачи. Потому письменные источники, описывающие техники и случаи применения массажа принадлежат перу врачей.
Собственно изначально массаж применялся исключительно в целях лечения и облегчения боли. Только потом, с развитием техник и распространением самой процедуры, массаж стал применяться для гигиены, удовольствия и улучшения внешности.
Не нужно думать, что отсутствие научной базы ставит эмпирически созданные системы, ниже рожденных в результате научного поиска.
Эмпирический поиск, конечно, неизмеримо более длительный путь и сопряжен с огромным количеством ошибок. Но результативность его порой превосходит целенаправленный научный процесс. Ибо эмпирика слепо тыкаясь во все варианты может открыть такой, какой не лежит в плоскости научного поиска, ибо находится за пределами исходной теории. Такие моменты становятся стартовой площадкой для расширения взглядов и новой логической ветви.

В массаже примерами эмпирических систем являются такие школы как тайские, китайские, тибетские, аюрведические… Виды массажа: хилот, ломи — ломи, египетский джед — массаж, креольский и многие — многие другие.

Несмотря на отсутствие изначальной научной базы, эти системы имеют высокую результативность и успешно применяются. Более того, они имеют весьма стройную логическую основу, пусть и не всегда отвечающую материалистической науке, но от этого не менее эффективной. Тысячелетия назад эти школы были уже сформированы в различных регионах мира.
Было множество систем массажа и на Руси. Традиционно массаж делался в бане или у печи. Массажи были с травами, тестом, медом, камнями и разными предметами обихода. Банные «затирушки», наподобие китайской системы гуаша, правки живота – прообраз висцеральной терапии и многое — многое другое. Увы, большинство систем кануло в реку времени практически безвозвратно и в настоящее время реставрируются по незначительным фрагментам и случайным находкам носителей древней мудрости.

В Европе наиболее развита цивилизация была в Греции и Риме. Эти цивилизации имели много общего, в том числе традиции и пантеон богов. Обе страны почитали культуру тела и воинское искусство. Массаж был частью ухода за телом в банях (термах) у воинов и гладиаторов. Искусство массажа в те времена уже достигло значительных высот. Мало того, что массажем занимались особые слуги или рабы, эффективность массажа в лечении недугов была очень подробно изучена врачевателями того времени.
С приходом христианской религии культ здорового тела сменило умерщвление плоти, в совокупности с табуированием на обнажение тела, массаж практически прекратил существование и применялся большей частью либо цирюльниками и банщиками, либо сохранялся в глухих деревнях, изолированных от церкви.

С началом эпохи Возрождения, возрождалось не только искусство, но и медицина.
Появились РАБОТЫ МЕРКУРИАЛИСА и других авторов, освещающих лечебное действие массажа, были произведены ряд исследований и открытий в сферах анатомии и физиологии, важных для развития массажа, например открытие Азелли в 1627 году лимфообращения и лимфатических сосудов.

С 16-го по 18-й век врачи проводили активные исследования. И, конечно же, в Европе началось возрождение и лечебного применения массажа. Были попытки собирания опыта применения массажа и гимнастики и описания в книгах. Увы, никакой системы не было, и каждый прием описывался отдельно, как самостоятельное движение рук. Если попробовать описать словами какое-нибудь простое привычное действие, например движение руки при черпании ложкой супа, только не упоминая ложку, будет понятно, насколько это сложно. И как высока вероятность неправильного толкования написанного другими людьми. По этой причине преемственность знаний в массаже была низка, и популярность процедуры соответственно тоже. Гораздо более врачи уделяли внимание составлению различных лекарств. Массаж же был распространен более по баням и носил зачастую характер сексуальных услуг.

Так продолжалось практически до начала 19 века, пока ПЕР ГЕНРИК ЛИНГ не изменил положение вещей. Это, пожалуй, первое имя в истории европейского массажа, которое нужно вписать золотыми буквами.
Пер Генрик Линг родился в 1776 году в Швеции. В 1799 году он закончил Упсальский университет и переехал в Копенгаген, где учился в институте гимнастики Франца Нахтегалла, представлявшего немецкую школу.
С 1804 года Линг продолжил обучение в университете города Лунда, где подробно изучал анатомии, чтобы понять влияние гимнастики на организм.
Вернувшись в 1805 году в Швецию, Линг работал преподавателем фехтования в Лундском университете.
Очевидно, что Пер Генрик был весьма культурным и просвещенным человеком. Хотя он и не был врачом, но достаточно хорошо знал анатомию и исходил из представления о взаимосвязи всех составных частей организма. Уже в студенческие годы он много путешествовал.
Пользу от массажа и гимнастики он прочувствовал на себе, заболев в молодости ревматизмом. Традиционные лечения лекарствами были малоэффективны, но с помощью движений и массажа он сначала заметно улучшил свое самочувствие, а затем и полностью излечил.

Изучив приемы массажа и упражнения, применявшиеся в Древней Греции и Древнем Риме, Китае, а также современные ему системы, он приступил к разработке собственной системы.
В его системе отправной точкой является теория равновесия тела, вероятно заимствованная из восточной философии. Поэтом он уделял особое внимание уравновешенному развитию мышечных групп. В системе Линга массаж не являлся самостоятельной процедурой, а комбинировался с различного рода движениями.
Выделялось 4 вида движений:
— активные
— пассивные
— активно- пассивные
— пассивно-активные

Этот принцип и сейчас остался неизменным в европейском массаже.
Как патриот Швеции Линг верил, что его система поможет шведам обрести силу и волю предков, чтобы вернуть стране былую славу. Он подал доклад министру просвещения с проектом устройства гимнастического института и получил ответ, что ради подготовки канатных плясунов и жонглеров не стоит обременять казну.
Но Пер Генрик отличался большим упорством и при содействии принца Карла Бернадота, Лингу выдали единовременно 400 риксдаллеров на открытие института в Стокгольме, 100 на квартиру и еще по 500 ежегодно. С этими средствами Пер Генрик Линг открыл в 1813 году Королевский гимнастический центральный институт – первое высшее заведение в Швеции, занимающееся подготовкой учителей физкультуры для армии и школы.

И хотя Линг наталкивался на сопротивление ортодоксальных медиков того времени, его система с каждым годом становилась все популярнее и совершеннее.
В 1825 году Лингу присвоили звание профессора и приняли в общество шведских врачей. Свое единственное сочинение «Общие основы гимнастики» он начал в 1834 году и продолжал писать до самой смерти. В 1839 году Пера Генрика Линга не стало. Его дело продолжили ученики и потомки.

Одна из книг потомка Линга — Карла Норландера «Гимнастика и спорт по системе Линга» — была переведена на русский язык.

Именно с Линга началось подлинное возрождение массажа в Европе. До него не было ни единой системы, ни школ массажа. Хотя врачи и описывали положительное влияние массажных движений при излечении некоторых болезней, но системы массажа и подготовки кадров для его производства не существовало.

Популярность системы массажа Линга была столь велика, что практически любой массаж в то время в Европе называли «шведским». В своей книге «Спортивный массаж и самомассаж» изданной в 1947 г. И.М. Саркизов-Серазини пишет на 19 странице:
«… наименование изучаемого спортивного массажа «шведским», принятое нами в прошлых изданиях настоящего учебника, не вполне соответствует действительности, и является скорее традиционным. Правильнее называть массаж применяемый у спортсменов, просто «спортивным массажем»»
Практически все российские известные массажисты прошли обучение в Стокгольме. Вполне естественно, что со временем массаж развивался, и тот шведский массаж, который можно увидеть сейчас очень сильно отличается от изначального.

Практически во всех современных книгах вслед за именем Линга упоминается следующее великое имя в истории массажа – ИОГАНН ГЕОРГ МЕЦГЕР (1838 – 1909) – врач из Амстердама, создатель классической школы массажа.

В своих лекциях проф. Жорж Дюжарден-Буамьез, (1833-1895) говорит:
«Движение к научному обновлению массажа возникло почти одновременно во Франции, Голландии и Германии».
Во Франции еще в 1837 году Martin описал в Лионском медицинском обществе чудесные исцеления, полученные в следствии применения массажа к болезням почек и люмбаго. Lebatard в 1850 г и Ellaume в 1860 г и Rizet в 1868 г ясно указали на преимущества массажа при вывихах. Но чтобы составить себе полное представление обо всех работах, касающихся терапевтического действия массажа, следует обратиться к диссертации Estradere,а вышедшей в 1863 году «Estradere, Du Massage, son Historique, etc.,» Paris, 1863, так как он первым, надлежащим образом, можно сказать, осветил физиологическое действие массажа и указал на те результаты, которых можно достигнуть, руководствуясь этим действием. Во всяком случае нужно заметить, что всеми результатами этой работы воспользовались не Франция, а Голландия под влиянием Меtzgerа и его школы.

К Меtzgerу стекаются массы больных, чтобы полечиться у этого знаменитого массёра. Писал он мало. Единственной его работой, и притом очень скромной, была работа, появившаяся в Амстердаме в 1868 году — Metzger «De Behandeling van distorsio pedis met Fricties» Amsterdam 1868 (Лечение вывихов стопы с помощью растираний). Он образовал целую школу массажистов.

Метод Метцгера распространился в Швеции под влиянием Bergmana, Helledei и в особенности Amstroma. В России пропагандистом этого способа явился Берглинд (Лечение разминанием (массажъ) С.Петербургъ 1875 г. И St. Peterburg. Medicinisch. Zeitschriefft. Band IV ).




6 мнения к “ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МАССАЖА. С точки зрения философии, процесс познания в любой…

  1. Andrey Yakovlev

    Еще интересный момент в возникновении Классического массажа: Доктор Метцгер приехал в Германию, чтобы изучать физиологии у доктора Мойзенгеля. В процессе обучения он поделился со своим наставником своим подходом в лечении массажем. Мойзенгель был настолько поражен простотой и эффективностью метода, что их занятия стали обменом информацией и обучение взаимным. После отъезда доктора Метцгера, Мойзенгель погрузился в изучение физиологического действия массажа. И его опыты до сих пор считаются значительной частью базы физиологического обоснования массажа. Вскоре он выпустил основательный труд по массажу, который был переведен на несколько языков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика