ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК МАССАЖА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТКАНЕЙ.
О. Глезер, В. А. Далихо, «Сегментарный массаж», 1965 г.
Уже издавна с лечебной целью используют влияние на внутренние органы мероприятий, воздействующих на поверхность тела. Влияние почти всех физических методов лечения основано на функциональных связях между всеми частями человеческого организма. Приводим некоторые примеры.
Влияние на кожу. То что через кожу можно благотворно влиять на внутренние органы, доказывают успехи применения водолечения, растираний, припарок и т. д. Puder показал, что при смазывании ревмапаксом в легких появляется сегментарное резко ограниченное расширение сосудов; то же наблюдается и при пневмотораксе. Gesenius цистоскопически установил на стенке мочевого пузыря сосудорасширяющее действие компрессов, коротких волн и т.д., a Ruhmann путем лапароскопии наблюдал усиление кровоснабжения в соответствующих внутренностях.
Подобным же образом действуют сегментарные облучения ртутно-кварцевой лампой отдельных полей при различных заболеваниях (например, бронхиальной астме, ишиальгии), облучения тепловыми источниками света (лампа соллюкс, лампа инфракрасных лучей и т. д.) через соответствующий сегмент, например при гноетечении из среднего уха, так как при этих мероприятиях фактор не достигает непосредственно очага поражения.
Влияние на подкожную клетчатку. Путем применения так называемой лечебной анестезии введением новокаина, имплетоля, двууглекислого натрия, воздуха, кислорода и т. д., в соответствующие зоны гиперальгезии можно при различных заболеваниях получить поразительный лечебный эффект (Spieβ, Huneke, Dittmar, Sturm, Kibler, Kron, Breitner, Good, Hoff, Nonnenbruch, Gross, Ratschow и многие другие). Иногда чрезвычайно быстро (в течение секунд) удается устранить болезненные явления, локализующиеся вдали от очага поражения. «Секундный феномен» Huneke действительно имеет место (Kibler, Lampert. Nonnenbruch, Ratschow, Siegen и др.) Уже Bergmann, Läven, Mandl и др. указали на эффективность паравертебральных инъекций в соответствующий сегмент при печеночной колике, заболеваниях почек, грудной жабе и т. д.
Влияние на кровеносные сосуды. Следует вспомнить об активной и пассивной гиперемии (Bier, Klapp), в первую очередь при ревматических и других заболеваниях суставов, гнойных и воспалительных процессах. О наблюдениях Groβ и Nonnenbruch уже говорилось. Успехи рентгенотерапии при воспалительных заболеваниях обратили внимание Воrак и др. на влияние ее на кровеносные и лимфатические сосуды.
Влияние на нервы. Это влияние осуществляется медикаментами, действующими на вегетативные нервы (холин и гистамин как парасимпатические средства, адреналин, атропин — как симпатические), инъекциями в соответствующее нервное сплетение или соответствующий отдел пограничного ствола (новокаиновая блокада), хирургическим вмешательством (резекция) на вегетативной нервной системе, в первую очередь на пограничном стволе симпатического нерва. Сюда же относится и так называемая функциональная рентгенотерапия, т. е. облучение области пограничного ствола.
Воздействие на нервы, нервные сплетения или пограничный ствол симпатического нерва эффективно не только при нарушениях кровоснабжения (endangitis obliterans, болезнь Рейно), заболеваниях пищеварительного тракта (заболевания пищевода, желудка, кишечника, желчного пузыря), легких (бронхиальная астма, легочные кровотечения и т. д.), урологических, но даже при системных (склеродермия, прогрессивная мышечная дистрофия), эндокринных нарушениях (базедова болезнь) (Gohrbandt, Leriche, Läwen, Kappis, Rieder и др.).
Влияние на кости. Vogler и Krauβ подробно сообщили об успехах периостального массажа при самых разнообразных заболеваниях. Как мы смогли убедиться, лечебные воздействия на позновочник (петля Глиссона, приемы хиропрактики и т. д.) часто молниеносно устраняют боли и болезненные изменения на периферии (ишиальгии, периартриты, эпикондилит, мигрень и т. д.), а также нарушения со стороны внутренних органов (Gutzeit, Zuckschwerdt, Schweizer, Abt, Luckner, Riemann и Stark и др.).
При указанных рефлекторных реакциях массаж имеет различные точки приложения.
Cornelius в 1909 г. описал так называемые нервные точки при различных заболеваниях и на этом построил свою методику массажа — маcсаж по нервным точкам. Он все же не был уверен в том, что при одном и том же заболевании эти нервные точки всегда расположены в том же месте, полагая что их локализация подвержена индивидуальным колебаниям. При массаже по нервным точкам Cornelius применял кратковременные растирания и вибрации.
Barczewski в 1911 г. предложил рефлекторный массаж, который захватывает кожу, более глубоко расположенные мягкие ткани и надкостницу, применяя валяние, вибрацию и глубокие разминания. Как указывает Cyriax (1914), Н. Kellgren при заболеваниях органов брюшной полости воздействовал на соответствующие им ограниченные участки кожи растиранием и нежной вибрацией.
Обнаружение в мышцах отдельных образований измененной консистенции связано с именами F. и М. Lange, A. Műller, Ruhmann, Schade, Lange описал в мышцах веретенообразные или вытянутые затвердения, Műller — затвердения в виде широкой полосы, Schade же — миогелозы.
Техника массажа, применяемая различными авторами при этих затвердениях в мышцах, различна (гелотрипсия Lange, тактильный массаж Ruhmanns). Hartmann в 1927 г. при наличии уплотнений в покровах тела, вызывающих функциональные нарушения во внутренних органах, предложил «анатомический» массаж в виде резких круговых приемов и растираний по типу гелотрипсии Lange. Kohlrausch в 1937 г. впервые сообщил об устранении функциональных нарушений массажем рефлекторных мышечных зон, расположение которых соответствовало зонам Геда. Так как при этом в подавляющем большинстве случаев имеется гипертонус мышц, то его можно устранить приемами, способствующими размягчению (сотрясение, круговые движения, вибрация, нежное разминание, активная гимнастика). Kohlrausch рассматривает рефлекторные зоны в мышцах в основном как защитные; чаще, чем это предполагают, они остаются и после исчезновения органического заболевания. В свою очередь они могут вызывать рефлекторные функциональные нарушения в органах. Leube и Dicke в 1942 г. при ревматических и внутренних заболеваниях описали массаж рефлекторных зон в соединительной ткани. Основой такого массажа являются изменения в соединительной ткани. Для массажа, воздействующего на соединительную ткань, характерен прием растяжения. Его производят поглаживанием пальцами в направлении линий Benninghoff, меняя в зависимости от поставленной задачи силу давления и продолжительность воздействия. При правильном проведении массажа следует добиваться появления своеобразных болевых ощущений в виде резания или царапания, а иногда покраснения кожи и волдырей. Заслуга Dicke состоит в обнаружении ею впервые в подкожной клетчатке широких уплотнений наряду с более мелкими точками наибольшей чувствительности. Наряду с обычно применяемыми при массаже сагиттальными движениями она предложила проводить и тангенциальные, и это стало новым направлением в истории массажа.
В 1948 г. Puttkammer описал массаж рефлекторных зон при органических заболеваниях, когда применяют только растирания большим или несколькими пальцами, иногда же всей кистью или возвышением большого пальца. В то время как при этих методиках массажа учитывают либо только состояние отдельных тканей, либо только местные проявления, используя те же приемы при всех рефлекторных изменениях тканей, мы в 1949 г. при сегментарном массаже стали воздействовать на все ткани, пользуясь техникой ручного массажа.
Описанный Vogler в 1953 г. периостальный массаж представляет собой точечные, ритмически проводимые надавливания на надкостницу в соответствующих точках кости (Krauβ). При этом осуществляется непосредственное влияние на заболевания надкостницы, костей и суставов и рефлекторное — на физиологические и патологические процессы в других органах, в первую очередь во внутренностях, расположенных в больших полостях тела. Действие массажа проявляется преимущественно в области онтогенетически связанных сегментов (Krauβ). Здесь впервые целеустремленно воздействуют массажем на надкостницу и кость.
Предложено очень много технических приемов массажа; все они используют рефлекторные взаимосвязи.
Практика показывает, что путем воздействия на любой сегмент функционального целого либо на высшие центры можно получить лечебный эффект. Применяют ли инъекции новокаина, имплетоля, сегментина по Huneke, Dittmar или Kibler, введение воздуха по Sturm, Boiler или Beer, двууглекислого натрия по Кrоn, иглоукалывание, массаж или другие физические факторы — всегда при этом рефлекторно влияют на измененные ткани и органы. Существенно то, что очаг раздражения, появившийся в результате поражения органа или ткани, в свою очередь может влиять в обратном направлении и вызывать ощущение заболевания. Устранением этого очага можно благотворно повлиять на заболевание. Поэтому следует согласиться с Roques, который указывает, что лечебные мероприятия, проводимые на поверхности тела, являются необходимым дополнением всякого целенаправленного использования внутренних средств. В связи с этим можно утверждать, что наши успехи иногда недостаточны потому, что не всегда выполняется указанное высказывание.
Источником патологического импульса может быть не только поражение органа или ткани, но и всякое появившееся в том же или отдаленном сегменте рефлекторное изменение (например, рубцы). Некоторые из них являются господствующими, и тогда в ряде случаев целенаправленным воздействием можно быстро их устранить («секундный феномен» Huneke). Иногда налицо ряд изменений, и в этом случае для получения быстрого и длительного лечебного успеха их следует устранить.
Массажем можно непосредственно воздействовать на изменения в мышцах, соединительной ткани и надкостнице.