Основатель сети клиник доказательной медицины «Клиника Фомина»:
«Стоимость в нашей клинике выше средней. Но если учитывать, что мы не назначаем лишних анализов (а порой вообще их не назначаем, потому что этого не требуется), мы не выписываем БАДы и т.д… У нас нет понимания среднего чека — той самой истории, когда человек приходит за дешёвой консультацией, а по итогу всех мероприятий платит в 10 раз больше. Поэтому, я думаю, мы порой во многом дешевле, чем клиники, которые позиционируют себя как бюджетные, с дешёвым входом. У нас недешёвая консультация — но зато вы можете быть уверены, что она не обернётся лишними назначениями, обследованиями, требующими увеличения чека».
Читайте данный пост до конца — и узнаете как Дмитрий Фомин выгоняет некомпетентных врачей из купленных клиник и как подходит к отбору специалистов в свою сеть.
Мы неоднократно публиковали материалы о клиниках доказательной медицины в РФ («Рассвет», «Докмед/Докдети», «W-clinic»). В этот раз мы решили рассказать о сети клиник доказательной медицины, основанной врачом и предпринимателем Дмитрием Фоминым.
В вк-группе «Клиника Фомина в Москве» читаем:
«Более 10-и филиалов по России!
● Мы не лечим здоровых людей
● Придерживаемся стандартов доказательной медицины
● Рассказываем о всех плюсах и минусах лечения
● Не назначаем лишних обследований».
«Клиника Фомина» на данный момент представлена в следующих городах: Москва (Госпиталь на Мичуринском 15а, Клиника на Долгоруковской 17с1 ), Санкт-Петербург, Белгород, Калуга, Тверь,
Пенза, Краснодар, Уфа, Пермь, Воронеж, Сочи, Тула.
Предлагаем вашему вниманию интервью (в сокращённом варианте) с основателем сети клиник Дмитрием Фоминым, опубликованное ещё в
апреле 2020:
«Дмитрий Фомин — врач акушер-гинеколог. На сегодняшний день он является предпринимателем в сфере здравоохранения. Предоставим ему слово и возможность рассказать о своей работе:
— Наша история началась не с Москвы, а с Твери. Мы долгое время не хотели выходить в Москву, думали, что здесь довольно конкурентный рынок. Но когда оказались здесь год назад, поняли, что в столице можно и нужно работать, потому что с нашим уровнем качества мы очень быстро достигли высоких результатов эффективности с точки зрения финансов, потока пациентов и результатов нашей медицинской работы.
С чего всё началось?
У меня медицинское образование. Я работал в другой сфере бизнеса и работал врачом, и мне всегда очень хотелось соединить две мои появившиеся специальности — врача и предпринимателя. Так и появилась Клиника Фомина. Я соединил для себя бизнес и медицину.
В чем же отличие Клиники Фомина?
В первую очередь — это то, что мы фокусируемся на одном таком важном направлении, как гинекология…Если говорить вообще обо всем здравоохранении нашей страны, о частном здравоохранении, то оно глобально делится на две половины. Одна половина — это стоматология. И ещё 50% — всё остальное, все другие специальности. И среди остальных гинекология занимает основную нишу, потому что женщина думает о своём здоровье значительно чаще, чем мужчина. И к гинекологу ходит как минимум раз в полгода.
Мы активно развиваемся в IT-медицине…Как IT-решения выглядят в клинике. В нашей клинике это в первую очередь система электронной карты: врачи пишут не на бумажке, как мы привыкли, а заносят всё в специальную программу. При записи диагноза система подсказывает им, что нужно делать: какие требуются дополнительные назначения для уточнения диагноза, какое лечение необходимо назначить. А ещё система будет собирать информацию о том, помогло ли пациенту это лечение. То есть анализировать обратную связь именно о результатах этого лечения.
Каждый наш врач идёт по этому алгоритму. Если он собирается «свернуть» в какую-то другую сторону, мы узнаём об этом.
Поэтому на сегодняшний день истории болезни проверяет не человек, а искусственный интеллект. Он оценивает их не только по качеству и оформлению, а понимает, все ли графы заполнены, верно ли собран анамнез. А самое главное – анализирует, правильно ли было назначено лечение.
Мы видим, кто из врачей в чём силён, кто в чём слаб, и отправляем их на образовательную платформу, которую мы создали внутри своей клиники.
(Примечание: речт идёт об образовательной платформе Meducation).
Мы образовываем врача в тех моментах, где его знания недостаточны. И после этого он уже возвращается к работе с новыми знаниями.
Это ведь не просто вебинар с прочитанной лекцией — это обязательные итоговые тесты, на которые врач должен ответить. Только получив ответы на эти тесты, мы понимаем, что он разобрался в теме. И тогда уже мы заново допускаем его к работе.
То есть такая экосистема позволяет: а) добиться высокого качества, б) контролировать врачей, выявлять слабые стороны и обучать (либо, наоборот, понимать, кто в чём силён, и поощрять).
Как избежать лишних назначений?
Это очень важный момент. Система, которую мы выстроили, создана именно для того, чтобы врачи не злоупотребляли своим положением.
Когда пациент приходит к врачу, он во многом беспрекословно соблюдает его назначения. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что многие врачи, чего-то не зная и не имея при этом корыстных целей, назначают лишнее или не назначают что-то, что стоило бы.
IT-система, которая у нас создана, им помогает: врач ставит диагноз, а система подсказывает, какие анализы необходимо сдать для полной картины.
А если врач решает взять анализ, который не входит в стандарт, мы это сразу видим. И, конечно, спросим этого врача: зачем вы это сделали? Эта задача уже реализована. А в ближайшем будущем будет так, что врач просто не сможет этого сделать.
То есть на сегодняшний день его работа контролируется на 100%. А когда человека контролируют, он понимает, что если в списке, основанном на доказательной медицине, нет какого-то обследования, его не нужно назначать. За это будет спрос.
Возможен ли лишний приём?
Это тоже учтено в алгоритме. Если пациент пришёл на первичный приём, врач сделал ему необходимые назначения, и вдруг появляется ещё какой-то приём, без анализа — мы понимаем, что он абсолютно лишний. И мы умеем это контролировать. То есть лишних посещений быть не может.
Есть что-то уникальное для России?
Наша IT-система помощи врачу при принятии решения с искусственным интеллектом, вот эта объединенная площадка, которая на сегодняшний день уже внедрена в рутинную работу — это уникальная вещь. Этого до нас не сделал никто.
Клиника Фомина — дорогая клиника?
Вопрос не имеет точного ответа, потому что если говорить о первичных консультациях, то стоимость в нашей клинике выше средней. Но если учитывать, что мы не назначаем лишних анализов (а порой вообще их не назначаем, потому что этого не требуется), мы не выписываем БАДы и т.д… У нас нет понимания среднего чека — той самой истории, когда человек приходит за дешёвой консультацией, а по итогу всех мероприятий платит в 10 раз больше. Поэтому, я думаю, мы порой во многом дешевле, чем клиники, которые позиционируют себя как бюджетные, с дешёвым входом.
У нас недешёвая консультация — но зато вы можете быть уверены, что она не обернётся лишними назначениями, обследованиями, требующими увеличения чека.
Конечно, цены Москвы и регионов отличаются, и стоимость в разных регионах тоже. Ведь мы должны быть в рынке и порой не можем диктовать условия. К примеру, если стоимость консультации в Москве составляет от 3,5 тысяч рублей, то в регионе по такой стоимости к нам бы никто не пришёл — из-за иного уровня зарплат и экономической ситуации. Поэтому мы цены регулируем в зависимости от ситуации в регионе.
У врача есть план продаж?
У нас нет совершенно никаких планов на то, что врач должен сдать такую-то кассу, сделать такой-то чек. Но его зарплата зависит от количества людей, которые к нему пришли. Понятное дело, что есть врачи, которые принимают один день в неделю. Есть те, кто ведёт приём 10 дней в месяц, 20 дней. Конечно, это влияет на зарплату. Но никаких планов и средних чеков нет. И никогда не будет.
Чем вы особенно гордитесь?
Особая гордость — это наша IT-платформа, ведь такой ни у кого нет. На сегодняшний день невозможно создать качественную сеть, если у тебя нет автоматизированной системы контроля для врачей.
Врачи ведь тоже разные — кто-то отлично учился, кто-то похуже, а некоторые и вовсе плохо. Это такие же люди, которые могут просто ошибаться. И если предприятие не обеспечивает должного контроля с определёнными принципами (а наши принципы основаны на доказательной медицине), то я не думаю, что клиника может как-то развиваться…
Полный текст интервью доступен по ссылке — https://vk.cc/cofCUz
А вот интервью более свежее, от 23 ноября 2022 — где основатель сети клиник рассказал про «экспансию» своего бизнеса в регионы.
В нём Дмитрий Фомин признался, что покупая чужие клиники для расширения своей сети — вынужден был распрощаться с врачами, которые не привыкли работать по стандартам доказательной медицины. Принятая в Клинике Фомина система IT-контроля работы врачей не может «интегрироваться» в коллектив врачей, который не привык работать в парадигме научно обоснованной медицины. Это приводит к необходимости сокращения персонала в купленной клинике, избавления от кадров некомпетентных врачей.
Также он рассказал про проблему отбора кадров в свою сеть клиник. Цитата:
«В общем, мы стали проводить 3-этапное собеседование с профессиональным тестированием. Некоторые даже не пытаются к нам идти. Врачи говорят: слушайте, он неадекватный, сумасшедший, еще и проверяет. Вот последние данные по Москве: из 17 кандидатов берем одного, в регионах – одного из 5, там в принципе меньше врачей. Образование исходно мегаслабое».
Читайте фрагмент интервью:
Вопрос корреспондента: – Еще один вариант экспансии – M&A, которых тоже очень мало. У вас есть такой опыт? Какие у вас требования к активам?
(Примечание наше: термин «слияние и поглощение» (с английского — mergers & acquisitions, или M&A) обозначает такие сделки, вследствие которых право на собственность, владения, или право контроля в отношении бизнеса переходят в руки другого юр. лица, на основании подписанного контракта).
Ответ Дмитрия Фомина: – В Уфе выкупили 51% в компании, которая присутствовала в регионе порядка 13–15 лет, и довольно успешно, абсолютно в нашем профиле – женское здоровье, репродукция, амбулаторное консультирование, стационарная помощь, но все касается женского здоровья…Сейчас открываем там новые направления, например, запустили педиатрию, развиваем большую хирургию…
Системно к вопросу M&A нельзя подойти, нельзя сказать: а давайте мы начнем покупать вот такие форматы в каждом регионе. А сегодня для нас это стало практически невозможно.
– Почему?
– Мы сегодня потратили порядка 100 млн рублей на автоматизацию, IT в медицине, искусственный интеллект, который проверяет историю болезни, и объективно понимаем, что те системы, которые у нас есть, просто-напросто не интегрируются ни в одну из сторонних клиник. В случае сделки нам придется сократить персонал на 90%. А у клиники оборот, давайте представим, 20–30 млн рублей в месяц. Ты сокращаешь пускай даже 50% персонала и падаешь в два раза в выручке. А прибыль убиваешь в ноль. M&A – это очень тонкий момент. Найти игроков, которые полностью удовлетворяли бы нас с точки зрения качества продукта… Нет таких. Сегодня мы присматриваемся к таким клиникам, которые кто-то построил, кто-то сделал…и они продают по большому счету коробку.
(Примечание наше. Обратите внимание на фразу: «Найти игроков, которые полностью удовлетворяли бы нас с точки зрения качества продукта… Нет таких.» — это значит что нет доступных для покупки клиник, в которых коллективы работают по стандартам доказательной медицины).
– Ну вот в Краснодаре у вас была такая сделка пару лет назад?
– Да. Там же была гинекология, эстетическая ересь с омоложением всего, что можно и нельзя. И мы ни одного человека даже из команды не взяли, никакого оборудования. По сути, мы купили юридическое лицо, так как там была лицензия на гинекологию.
(Примечание наше. «Эстетическая ересь с омоложением всего, что можно и нельзя» — данная клиника практиковала псевдонаучные методы, не совместимые с доказательной медициной. Неудивительно, что при покупке данной клиники «ни одного человека даже из команды не взяли»).
– Короче, покупать сегодня некого.
– Вот в Твери я сейчас общаюсь с одной клиникой на предмет сделки. Экономически все выгодно, классно, можно взять, но вот боюсь опять всех разогнать, тогда этого бизнеса не будет. Как я уже сказал, сегодня основная проблема – мы сделали совершенно другой медицинский продукт. Мы сегодня проверяем 100% карт медицинских, и про каждого врача нажатием одной кнопки в смартфоне в Power BI видим, кто как работает именно с точки зрения медицины.
Игрокам рынка частного здравоохранения в России, по-честному, не нужно качество. Доказательная медицина, все эти вещи – люди даже не понимают во многом, о чем это. Но даже те руководители, кто хоть как-то понимает и хочет действительно работать по стандартам, у них если и хватает воли начать, то они быстро сдаются. Врачи «банят» такое решение сразу. У них все в порядке, они работают, они делают все что угодно, получают высокую заработную плату, их никто не контролирует.
Медицинский бизнес в нашей стране – это не компания, которая выстраивает процессы, условно, как Starbucks или McDonald’s, где есть стандарты и ты знаешь, что в любом городе ты выпьешь одинаковый кофе. Большая часть медбизнеса – это арендный бизнес: люди сдают кабинеты и оборудование врачам, а те делают там все что угодно. Они вьют веревки из руководителей, неизвестно чем занимаются, неизвестно какое качество предоставляют. Это просто арендный бизнес с какими-то такими извращенными формами…Я посмотрел правде в глаза, внутрь себя заглянул и спросил: хочу ли я такое? У меня ведь тоже было в Твери сперва такое. Если ты говоришь про то, что у тебя медицина, а по факту у тебя куча врачей, которые неизвестно чем занимаются, неизвестно как лечат, а ты этого не понимаешь, не контролируешь, не стандартизируешь, и есть какой-то фиктивный главный врач, который просто свадебный генерал в этом учреждении. Это что угодно, но не продукт. Я так не хочу.
– Но это влечет необходимость вкладываться в образование, в тестирование… И немногие готовы всерьез этим заниматься. Да и выбирать-то на рынке, скажем прямо, не из кого.
– Как часто сегодня, если собрать статистику, клиники проводят настоящие собеседования с врачами? Думаю, что вообще никто не проводит. Обычно вопрос один: а у вас есть свои пациенты? В общем, мы стали проводить трехэтапное собеседование с профессиональным тестированием. Некоторые даже не пытаются к нам идти. Врачи говорят: слушайте, он неадекватный, сумасшедший, еще и проверяет. Вот последние данные по Москве: из 17 кандидатов берем одного, в регионах – одного из пяти, там в принципе меньше врачей.Образование исходно мегаслабое.
Александр Винокуров [экс-владелец сети «Чайка»] как-то в разговоре натолкнул на очень разумную мысль. Мы все говорим о том, что у нас в России доступная помощь, а за границей – недоступная. Но у нас сегодня врачом может работать такой человек: вот он закончил вуз и очень возможно, что взяток надавал на каждом шагу, получил из-за этого некачественное образование, пришел и сразу встал к операционному столу. А за рубежом, для того чтобы стать самостоятельным врачом, тебе надо пройти огромный конкурс, найти деньги на весьма дорогое образование, потом 10 лет ты должен постоять «вторыми» руками, только после этого можешь работать самостоятельно. Вопрос в той доступности не из-за того, что они такие бюрократы и все у них плохо, а из-за того, что они по-другому к этому относятся. А у нас, к сожалению, врачом стать сегодня очень просто и дешево. Отсюда и результаты… Кому сегодня под силу системное образование? Никому.
– Но вы как-то решаете, для себя хотя бы, локально?
– Мы создали 4 года назад собственную образовательную платформу Meducation, на протяжении всего этого времени и до сих пор инвестируем в нее. У нас даже есть лицензия на образовательную деятельность…
Полный текст — https://vk.cc/cofFKd
В пермской КДФ нормальный ценник, считаю.
Плюс сети, что руководство обрабатывает обращения граждан насчет работы специалистов клиники. Завтра будут разбирать мой случай, к примеру.
P.S. Косяки нормальны даже в самой налаженной сфере. К КДФ претензий нет.
Я бы хотела работать в Вашей клинике🙌
Чем больше вникаю в доказательную медицину,тем больше хочу работать именно так,но увы…быть врачом в обычной поликлинике,я должна следовать стандартам🙈
В Нижнем Новгороде не хватает клиники
Честно говоря, звучит как какой-то перебор.
Совсем не поняла про повторные приемы — они ведь нужны всегда, чтобы убедиться что назначенное лечение помогло.
То что врач не имеет права назначить что-либо, что не входит в программу тоже странно — получается лечением занимается компьютер… так невозможно учесть индивидуальные особенности.
В Перми не хватает роддома Фомина. Насколько мне известно, в моем городе частных нет(( Целевая аудитория имеется.
Молодец👏
Интересно, им случайно программисты не нужны..
А я вот с Твери, была несколько раз в клинике Фомина и там тоже всё зависит от врача, последний раз мне гинеколог на первом приеме целую портянку анализов назначили и тут же ещё и на биопсию отправили. Больше не вернулась.
Интересная позиция.
Раньше клиника Фомина в Уфе была просто «здоровье женщины». И они типо такие резко переобулись и давай за док мед?😄
Какой талантливый бизнесмен и гинеколог,в глубинку надо поехать свои таланты показывать,а то все хотят в Москве…
Там действительно хорошие врачи. И работают действительно по методике доказательной медицины.
Согласен, негде взять новых специалистов, мы учим их как можем, как позволит опыт и возможности, хороший уровень занятий, кроме тебя, никому не нужен ( практикующий врач, дмн, профессор, член кор РАН)
Ещё бы на КМВ открыли филиал. Понятно, что из местных вряд ли получится подобрать кадры, но хоть будет база для выездных консультаций из других городов, где есть такие специалисты.
Откройтесь в
Омске,к вам на прием половина
Казахстана рванет.
Это где же у нас врачи отказываются работать по док,медицине? Им вообще все равно, лишь бы платили. И это нормально, все хотят заработать. Какой дурак будет отказываться, как скажут так и будут делать и работать. Сказки, в общем…
Про дёшево и просто неправда.Год обучения в вузе -600.000*6=3600.000. 2 года ординатуры еще 700.000
Об объединении с «Рассветом» https://t.me/dr_fomin/240
В Перми бы кто открыл такую клинику..