Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Search
30 апреля 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

Контрольная группа котиков — зачем она нужна? Как не стать…

Контрольная группа котиков — зачем она нужна? Как не стать жертвой «типовой ошибки наивного гомеопата».
«Ведь котики могут выздоравливать и естественным путем. И если мы просто смотрим, как меняется их состояние, то мы не можем быть до конца уверенными, что сильнее повлияло на них – лекарство или их собственный иммунитет.»
Из книги Владимира Савельева «Статистика и котики».

Эту весьма полезную для всех разумных врачей и разумных владельцев животных книгу Владимира Савельева рекомендует Алексей Валерьевич Водовозов — известный просветитель и лектор
Национальной ветеринарной конференции ( https://vk.cc/ckXc5U ).
Алексей Водовозов совсем недавно рассказал, что в его любимой книге «Статистика и котики» показаны все статистические приёмы, которые используются в медицинских исследованиях (об этом он говорит вот здесь https://vk.cc/ckXcQC после 1.12.25).
Все эти статистические приёмы актуальны для ветеринарной доказательной медицины. В этой книге нюансы статистического анализа показаны на простых и понятных примерах из жизни милых и пушистых котиков и других приятных зверьков, которые дарят нам множество приятных эмоций.

Как исследователю (проводящему исследования в области ветеринарных и медицинских наук) не стать жертвой «типовой ошибки наивного гомеопата» — вы узнаете из данной книги. «Типовой ошибкой наивного гомеопата» доказательные ветеринарные врачи называют следующее. Котик (или человек) зачастую выздоравливает естественным путём (без помощи лекарственного средства), но неграмотный адепт гомеопатии делает вывод, что пациент выздоровел благодаря принятому фуфло-препарату.

Поясняем: в данной книге ничего не говорится про «типовую ошибку наивного гомеопата» , но объясняется — как исследователю не стать жертвой этой ошибки.

Читайте главу 7 данной книги:

Что делать, если котик заболел или критерии различий
для связанных выборок

Если ваш котик заболел, то его, разумеется, надо лечить. И, как правило, мы делаем это с помощью лекарств. Однако, лекарство – штука сложная. Одним котикам оно поможет, на других не повлияет, третьим же может стать хуже.

Отсюда вопрос: как понять, можно ли давать лекарство заболевшему котику или нет? Ответ на него могут дать меры различий для связанных выборок. Нулевая гипотеза таких критериев – что после приема лекарств состояние котиков не изменится.

Первое, что приходит в голову, это посчитать количество котиков, которые выздоровели, и число котиков, которым стало хуже, а затем сравнить эти показатели между собой. Котики, на которых лекарство не повлияло, обычно не учитываются.

Такой подход вполне справедлив, и соответствующий метод называется критерием знаков. Однако, на практике он применяется не часто, поскольку не позволяет определить, насколько сильно изменилось состояние котиков.

Гораздо чаще мы можем встретить вариант уже известного нам критерия Стьюдента – t-критерий для связанных (зависимых) выборок. Идея тут также довольно проста. Сначала мы считаем разности между состоянием каждого котика до и после приема лекарств. Затем мы находим среднее значение от этих разностей.
https://vk.cc/ckXemJ

Очевидно, что чем больше это значение, тем сильнее улучшилось или ухудшилось среднее состояние котиков. Если же одной половине котиков стало лучше, а другой – ровно настолько же хуже, то средняя разность будет равна 0.
Завершающим этапом для вычисления t-критерия будет деление средней разности на стандартную ошибку этой разности. Как и с обычным критерием
Стьюдента, это необходимо для приведения значения к некоторой стандартной размерности. Правда, сама стандартная ошибка считается здесь немного по-другому.
https://vk.cc/ckXeDJ

Однако, заметим, что, будучи параметрическим (т.
е. использующим в своей формуле среднее значение), этот критерий плохо реагирует на выбросы. Поэтому если таковые есть, используйте его непараметрический аналог – T-критерий Вилкоксона. Он немного напоминает рассмотренный ранее U-критерий Манна-Уитни.
Итак, чтобы его найти, вычислим разности между состоянием до и после (как и в t-критерии). Затем поставим эти разности в один ряд, от самой большой до самой маленькой, назначив им ранги. При этом знак разности не учитывается.

Теперь снова разделим разности на положительные и отрицательные и посчитаем суммы рангов. Логика здесь такая: чем сильнее суммы рангов будут различаться между собой, тем сильнее улучшается или ухудшается состояние котиков.
https://vk.cc/ckXeQ1

Сам T-критерий можно получить, либо посмотрев на сумму рангов для нетипичных сдвигов (т. е. более редких изменений состояния котиков), либо с помощью хитрой формулы, которую мы здесь приводить, пожалуй, не будем.
Помимо этих довольно простых методов, для связанных выборок существует свой вариант дисперсионного анализа….

НЕМАЛОВАЖНО ЗНАТЬ!
Эксперимент и как его обработать
Как правило, проверка эффективности того или иного лекарства несколько сложнее, чем описывалось выше. Ведь котики могут выздоравливать и естественным путем. И если мы просто смотрим, как меняется их состояние, то мы не можем быть до конца уверенными, что сильнее повлияло на них – лекарство или их собственный иммунитет.

Для того чтобы разделить эти влияния, проводят специальную процедуру, называемую экспериментом. Для эксперимента требуется две группы котиков – экспериментальная и
контрольная. Первой мы даем лекарство, а вторая лечится своими силами.

Каждую группу котиков мы замеряем по два раза – до приема и после приема лекарств. Итого мы получаем четыре замера, которые мы сравниваем между собой с помощью мер различий.
Первое, что мы должны сделать, это сравнить группы до эксперимента. Для этого используются t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок или U-критерий Манна-Уитни. Котики при этом не должны различаться. Если в одной из групп котики более здоровы, то это очень плохо, поскольку не позволит четко отследить влияние лекарства.
https://vk.cc/ckXf6r

Далее мы сравниваем экспериментальную группу до и после приема лекарств с помощью t-Стьюдента для связанных выборок либо T-Вилкоксона. Если различия есть и состояние котиков улучшилось, то мы можем начинать радоваться. Но не сильно. Ведь вполне возможно, что контрольная группа продемонстрировала тот же результат.
https://vk.cc/ckXfwa

Поэтому последним замером мы смотрим, чем отличаются экспериментальная и контрольная группы после приема лекарств. Если различия есть и экспериментальным котикам гораздо лучше, чем контрольным, то лекарство реально подействовало.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что лекарство действует, только если до эксперимента между группами различий нет, после – есть и имеются положительные изменения состояния в экспериментальной и контрольной группах. Прочие варианты указывают либо на неэффективность лекарства, либо на неправильную организацию эксперимента.
Важно отметить следующее: поскольку для проверки эффективности лекарства мы вычисляли три критерия, то здесь возникает проблема множественных сравнений. Чтобы ее преодолеть,
необходимо применить поправку Бонферрони и сравнивать p-уровень значимости не с 0,05, а с 0,017. В противном случае вы рискуете очень сильно ошибиться в своих выводах.

Альтернатива этому – использование дисперсионного анализа для повторных измерений, о котором будет рассказано в следующей главе.
_____________________________________________

Это была 7 глава книги Владимира Савельева «Статистика и котики».
Автор понятно объяснил порядок простых действий, которые позволяют исследователю не стать жертвой
«типовой ошибки наивного гомеопата». Для этого нужно формировать не только экспериментальную группу, но и контрольную.

На самом деле, помимо этого необходимы рандомизация и «ослепление» (что это такое — прочитать можно, например, вот здесь
https://vk.com/wall-136637198_87020 ).

Возникает вопрос: а как поступить практическому врачу? Что ему делать, чтобы не стать жертвой «типовой ошибки наивного гомеопата»?

Ответ: он должен на регулярной основе читать научные статьи с описанием исследований, в которых действия препаратов исследуются — путём формирования экспериментальных и контрольных групп пациентов, с использованием рандомизации и «ослепления».

Savelyev_V_Statistika_i_kotiki.pdf

Статистика и котики.pdf




2 мнения к “Контрольная группа котиков — зачем она нужна? Как не стать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика