Личностный рост Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

Словарь йоги. Аваччхеда


            Словарь йоги. Аваччхеда

Согласно многим учениям, именно иллюзия двойственности является причиной страданий. Так дождь, идущий в жаркий летний день, может восприниматься умом как приятное явление. Тот же самый дождь, идущий в холодную осеннюю пору, да ещё и в сочетании с ветром, будет воспринят как страдание. Это и есть двойственное восприятие реальности. Таково свойство обусловленного ума, он постоянно разделяет события и объекты на приятные и неприятные.
«Аваччхеда» в переводе с санскрита означает «разделённость» или «отделённость». То есть речь идёт именно о двойственном восприятии реальности. Навешивая ярлыки на всё, что нас окружает, мы постепенно становимся всё более обусловленными. Шаблоны восприятия и модели поведения – всё это последствия такого явления, как Аваччхеда.

Термин «Аваччхеда» также можно рассмотреть и в другом ключе. Речь идёт о двойственном восприятии в виде разделения себя и окружающего мира. Восприятие себя как чего-то отдельного от окружающей действительности также является невежеством.
Учение о недвойственности наиболее проявлено в философской школе адвайта-веданты, где утверждается, что всё есть проявление Брахмана – высшего сознания. И лишь обусловленный ум человека видит многообразие. Так или иначе, во многих школах и традициях встречается идея о первооснове всего сущего.
Аваччхеда является последствием Авидьи – невежества. И во многих религиях сказано о том, что всё существующее связано и имеет одну изначальную первооснову. Особенно идея высшего сознания, которое, принимая разные формы, порождает всё, популярна в дхармических религиях. Так в даосизме эта первооснова называется Дао, в буддизме Махаяны – Ади-Будда, в индуизме – Брахман.

И Аваччхеда является признаком материалистичного сознания. Разделение мира на «Я» и «не-Я» и является корнем многих других заблуждений. Что касается доказательств того, что весь материальный мир имеет изначальную первооснову, то идею о единстве всего сущего поддерживает также и квантовая физика. Так на уровне строения атомов все вещи практически полностью состоят из пустоты: ядро, в котором содержится практически весь вес атома, занимает всего 0,0001 размера самого атома. Таким образом, с точки зрения квантовой физики, первоосновой материи является пустота, и лишь процессы притяжения и отталкивания между атомами создают иллюзию твёрдых тел.

Разрушение Аваччхеды полностью происходит в процессе достижения состояния Самадхи. Не существует точного перевода и тем более точного определения этого понятия, так как это состояние, которое невозможно описать понятиями материального мира, – это глубокое медитативное осознание истинной природы вещей. Если говорить условно, то Самадхи – это состояние, в котором исчезает субъектно-объектная дихотомия, то есть иллюзия отдельного существования индивидуального «Я». А если говорить метафорически, капля, которая находится в океане, перестаёт считать себя самостоятельной частицей и осознаёт себя частью океана. Таким образом, если представить, что капля в океане обладала бы процессом мышления, свойственным человеку, то восприятие себя каплей, отдельной от всего окружающего океана, – это и есть Аваччхеда. Когда же капля понимает, что она не только часть океана, но и более того, она одновременно и капля, и океан, – это и есть процесс освобождения от такого невежества, как Аваччхеда.

Эгоистичное сознание и эгоистичное мировоззрение берут своё начало именно в таком заблуждении, как Аваччхеда. Разделение окружающих на друзей и врагов, а процессов на приятные и неприятные является последствиями Аваччхеды и приводит к большим страданиям. Существует два уровня освобождения от Аваччхеды – теоретический и практический. Как уже говорилось выше, практически осознать единство всего сущего и себя каплей великого океана можно только в состоянии Самадхи. Но это состояние довольно труднодостижимо, а двойственное восприятие уже сегодня причиняет человеку много страданий. И существует теоретическое понимание единства окружающего мира. Опираясь на опыт великих учителей прошлого и писания, можно теоретически предположить, что мы и окружающий нас мир – едины и взаимосвязаны. Наиболее полно вопрос единства и тождества нашего «Я» и окружающего мира рассмотрен в Упанишадах. Так «Айтарея-упанишада» гласит: «Сознание есть Брахман». То есть любое проявление сознания – это проявление Бога. В «Мандукья-упанишаде» сказано: «Атман есть Брахман». В данном случае речь о том, что индивидуальная душа тождественна высшему сознанию. И «Брихадараньяка-упанишада» говорит: «Я есмь Брахман». То есть любое живое существо есть проявление Бога.

Под понятием «Брахман» можно рассматривать ту самую первооснову всего существующего, о которой говорят многие религии, и, говоря о тождестве нашего «Я» с Брахманом, можно глубоко размышлять и медитировать на то, что мы на глубинном уровне все имеем одну и ту же изначальную природу – природу чистого, необусловленного сознания. И даже такое теоретическое понимание этого вопроса в какой-то мере избавляет от Аваччхеды – двойственного восприятия мира.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика