Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
22 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

8 ОСНОВНЫХ ТЕЗИСОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮНГА 1) Три элемента психики Юнг утверждал, что душа…

8 ОСНОВНЫХ ТЕЗИСОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮНГА

1) Три элемента психики

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем — то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.

Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой — нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания.

2) Архетипы как основа поведения

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») — в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой—либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации —, например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут.

3) Полярности

По мнению Юнга, психика человека состоит из разных противоположностей, полярностей. Каждому полюсу противостоит антиполюс. Такими противоположными полюсами могут быть разум и чувство, любовь и ненависть, дисциплина и беспорядок, боязнь и доверие, анима и анимус, дух и плоть. Если человек живет, осознавая только один полюс, то антиполюс становится Тенью. Если, к примеру, кто-то односторонне подчеркивает свою логику, то противоположный полюс – чувство – будет проявлять себя бессознательно, и именно в такой форме, на которую «Я» не сможет больше воздействовать.

У односторонне логически ориентированных людей их бессознательное наводнено сентиментальной чувственностью. Они не приходят практически в соприкосновение со своими чувствами, но тем не менее те ими руководят, и поэтому они не в силах противостоять страстным чувствам. Они им беспомощно подставлены. Они больше не способны ясно думать. Разум, такой сильный в других обстоятельствах, вдруг теряет свою власть. И, собственно говоря, напряжение в человеке создается между сознанием и бессознательным. В связи с этим Юнг говорит о человеке как о двойной личности – одна личность владеет сознательной стороной, а другая – бессознательной, о которой первая ничего не знает, но которая не ускользает от окружающих. И человек живет так, как тот, у которого правая рука не знает, что делает левая.

4) Сложность психической реальности

Обращение к анализу сложнейших психических феноменов требует и изменения методов исследования. Отличие аналитической психологии от любого прежнего воззрения состоит в том, что она не пренебрегает иметь дело с наисложнейшими и очень запутанными процессами.

Согласно основным положениям юнговской общей психологии: психическое далеко – не гомогенное образование, напротив, это кипящий котел противоположных импульсов, запретов, аффектов, психическое – чрезвычайно сложное явление, поэтому на современном этапе исчерпывающая теория невозможна; психическое имеет свою структуру, динамику, что позволяет описывать и изучать собственно психологические законы; источник движения психики в самой психике – она сложна, – поэтому психология вполне может обойтись без той или иной формы редукции психического; психическое представляет собой целостность; объяснение психического не сводится лишь к причинному объяснению (синхронистичность как акаузальный принцип);

5) Развитие личности

Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Индивидуация — одно из основных понятий аналитической психологии Юнга, означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству.

Юнг в своих работах описывает процесс индивидуации, состоящий из нескольких этапов. Первый этап – раскрытие персоны, т.е. того, какими люди представляют себя окружающим. Второй этап – встреча с тенью, центром личного бессознательного, включающим материал, несовместимый с персоной. Третий шаг – встреча с Анимой или Анимусом, бессознательными структурами, представляющими интерсексуальные связи в душе каждого индивидуума. Последняя стадия процесса индивидуации – собственно развитие самости/

#ЭнциклопедияГлубиннойПсихологии




2 мнения к “8 ОСНОВНЫХ ТЕЗИСОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮНГА 1) Три элемента психики Юнг утверждал, что душа…

  1. Krot Krotovich

    говоря о либидо, я имею в виду не какую-то психическую силу, что нередко, по недоразумению, приписывалось мне моими критиками. Я не гипостазирую понятия энергии, а пользуюсь им, как понятием для обозначения интенсивностей или ценностей. Вопрос о том, существует или не существует особенная психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо.
    юнг опреление терминов

  2. Alexander Olexenko

    Я бы задался вопросом- насколько это все актуально а 21 веке? Ведь есть более существенные и что главное — более применимые направления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика