5 ГЛАВНЫХ ИДЕЙ ЮНГА
💢 Интроверсия и экстраверсия
Пожалуй, самая известная концепция Юнга – концепция интроверсии и экстраверсии. Юнг обнаружил, что разные люди в определенные периоды жизни проявляют разную склонность: одни внутренне ориентированы, другие – внешне. Интроверту комфортнее с внутренним миром мыслей и чувств, тогда как экстраверт чувствует себя «в своей тарелке» в мире объектов и других людей. Нет чистых интровертов или чистых экстравертов. Тем не менее каждый индивид в большей мере предпочитает один из этих стилей взаимодействия с миром и чаще его использует.
💢 Комплексы
Согласно Юнгу комплексы — это такие психические явления, которые лишены контроля со стороны сознания. Они вытеснены в подсознание, откуда могут постоянно препятствовать или, наоборот, содействовать работе сознания. Комплекс всегда содержит в себе нечто вроде конфликта или, по крайней мере, является либо его причиной, либо его следствием.
Комплекс является агломерацией ассоциаций, нечто вроде слепка более или менее сложной психологической породы – иногда травматического, иногда просто болезненного аффектированного характера.
Аффектированными чувствами достаточно трудно управлять. Я, например, нерешительно приступаю к важному для меня делу. Вы заметили, наверное, задавая мне непростые вопросы, что я не могу ответить на них мгновенно. Время моей реакции продолжительно именно потому, что вопрос серьезен. Я начинаю заикаться, и память не подносит мне необходимого материала. Подобные нарушения – тоже комплекс, несмотря на то что лично я таким комплексом не страдаю.
Комплексы могут быть бессознательными — вытесненными в силу болезненности связанного с ними аффекта или неприемлемости самих репрезентаций, но они могут и осознаваться и, по крайней мере, частично разрешаться. С точки зрения Юнга, комплекс, помещаясь в бессознательной части структуры психики, представляет собой совершенно нормальное явление, в то время как Фрейд считал комплексные проявления патологическими.
💢 Коллективное бессознательное и архетипы
Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного в психике человека существует коллективное бессознательное – психический слой, который содержит универсальные архетипы и символы, которые проявляются в мифологии, религии, снах и творчестве.
Архетипы — это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными образами, заряженными психической энергией. Человек наследует эти образы из прошлого своих предков, прошлого, которое включает всех человеческих предков, так же как и дочеловеческих, и животных.
Юнг постулировал идею архетипа, изучив рассказы своих пациентов. Ряд пациентов Юнга описывали сны и фантазии, включавшие удивительные идеи и образы, содержание которых не могло быть прослежено из прошлого опыта индивида. Юнг также открыл тесную связь между содержанием снов пациентов и мифическими и религиозными темами, найденными им в разных культурах.
Главный вопрос в рамках юнгианского психоанализа состоит в том какой архетип или миф должен прожить человек наделяя смыслом свою жизнь. При этом Юнг учитывал тот факт что всеобъемлющая идентификация с архетипом может рассматриваться в современных реалиях как болезненное состояние. Это называется инфляцией – полный контроль со стороны архетипической модели действий.
💢 Противоположности
Центральная идея концепции архетипа состоит в том, что психическая жизнь субъекта базируется на напряжении между противоположностями и компенсации дисбаланса. Юнг предполагал, что для каждого качества существует его теневая или противоположная сила. Юнг стремится понимать душу саму по себе в терминах баланса или дисбаланса. Это можно дополнительно прояснить, показав психопатологические следствия дисбаланса: эго/самость — патологическая самость преобладает над эго или эго расширяется и отождествляется с самостью; эго /персона — смешение истинной тождественности и социальной роли; эго/анимус-анима — эго может отражать противоположный пол, что приводит к стереотипной односторонности; в мужчине — поведение «мачо», грубость, чрезмерный интеллектуализм, а в женщине — суетливое или «истеричное» поведение.
Либо эго может полностью идентифицироваться с элементами противоположного пола, выраженными вследствие их примитивности изначально стереотипно, что приводит к тому, что мужчина становится подверженным сменам настроения, сентиментальным, вялым и феминизированным, а женщина склонной к догматизму, соперничеству и к тому, что она начинает настаивать на буквальности и фактах.
💢 Индивидуация
Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. Юнг считал, что если человек выстраивает свой жизненный путь вопреки внутреннему ядру своей дличности его внутренний конфликт может привести к психическому расстройству. Индивидуация — естественный, органичный процесс. В ней раскрываются наша сокровенная природа и главный путь каждого из нас. Подобно любому естественному процессу, индивидуация может чем-то блокироваться или ей могут мешать. Так и дерево может вырасти чахлым в неблагоприятной среде.
Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.
Предполагаю на сколько сложно написать так просто и доступно.
Все очень просто, если знаешь как произошел человек, что такое внутренний мир человека, его строение, работу, и развитие, цель и смысл жизни человека, суть закона физического бессмертия любого животного. И тогда каждый поймет что его жизнь сейчас это удовлетворение потребностей его предков !