Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
23 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ТРУДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ Прежде чем реагировать на поведение, необходимо установить его причину. Впервые проблемы…

ТРУДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

Прежде чем реагировать на поведение, необходимо установить его причину. Впервые проблемы с поведением возникли у Риналдо, когда он поступил в подготовительный класс начальной школы. Когда мальчик перешел во второй класс, учительница заметила, что он с трудом следует инструкциям, часто бьет сверстников, а также регулярно отбирает у них игрушки и другие предметы. Несмотря на замечания и неоднократные просьбы этого не делать, Риналдо продолжал вести себя агрессивно. На педсовете, посвященном выработке индивидуального учебного плана (ИУП), была поставлена следующая цель: Риналдо должен научиться «сообщать другим о своих потребностях, желаниях или чувствах, используя слова, а не физические действия».

Но это было невозможно. Вопреки всем увещеваниям и предупреждениям импульсивное поведение Риналдо сохранялось. Учителя и родители постоянно напоминали ему о правилах поведения. Хотя Риналдо предпринимал искренние попытки им следовать, он просто не мог более или менее систематически использовать речь для решения своих проблем. Из года в год педагоги и школьные психологи ставили одну и ту же цель: добиться от мальчика адекватного поведения. К сожалению, никто из них не додумался задать простой вопрос: «Почему Риналдо не может использовать слова и вместо этого действует импульсивно?»

Дело в том, что Риналдо еще не обладал развитой способностью использовать слова для обозначения ощущений, идей или чувств. Дети не приобретают эту способность к определенному возрасту. Она возникает только после того, как будет освоено множество других, содействующих ей навыков. Взрослые сочли, что к девяти годам у Риналдо уже сформировалась базовая способность говорить о своих чувствах, а не отыгрывать их, но они ошибались. Эта способность требует стимуляции и тесно связана с развитием тела и психики. У уязвимого ребенка данный процесс может занять достаточно длительное время.

Почему благие цели часто оказываются недостижимыми в работе с детьми с устойчивыми нарушениями поведения? Потому что они не учитывают социальное и эмоциональное развитие ребенка.
Можно сформулировать это по-другому. Сталкиваясь с вызывающим поведением, первый вопрос, который необходимо задать, звучит так: по своей этиологии это поведение нисходящее или восходящее?
Другими словами, это сознательный, намеренный проступок? Или же это поведение представляет собой особенность текущей стадии развития и/или рефлексивную реакцию на воспринимаемую угрозу? А может, и то и другое вместе?

В отсутствие ответов на эти вопросы определить наилучший способ реагирования на поведение заведомо невозможно. Лично я осознала всю важность анализа поведения с этой точки зрения во время стажировки в области детского развития и психического здоровья. Именно тогда мне посчастливилось узнать об исследованиях Порджеса и поливагальной теории. Впрочем, я не понимала, какое влияние она может оказать на мою клиническую практику, пока не прочла его новаторскую статью «Neuroception: A subconscious system for detecting threats and safety» (букв. «Нейроцепция: подсознательная система обнаружения угроз и безопасности»), опубликованную в одном научном журнале, посвященном психическому здоровью детей от 0 до 3.

С тех пор мой взгляд на проблемное поведение в корне изменился. Работая в системе школьного образования, я видела много детей, чье поведение, по существу, представляло собой естественную реакцию на стресс. Начав использовать поливагальную теорию как организующий принцип в своей психологической практике, я обнаружила, что стратегии, разработанные на основе нейроцепции, были гораздо эффективнее тех, которым меня учили в аспирантуре, и тех, которые школы обычно использовали (и используют до сих пор) для совладания с проблемным поведением.

Итак, чтобы определить тип поведения (нисходящий или восходящий), мы должны: 1) оценить социально-эмоциональное развитие ребенка и 2) верно истолковать непосредственные сигналы, которые помогут выявить первопричину проблемного поведения.

Но сперва необходимо ответить на главный вопрос: «сверху вниз» или «снизу вверх»? В основе некоторых моделей поведения лежит вдумчивое намерение, волевая способность индивида совершать определенные действия. Гоулман и Дэвидсон определяют нисходящую обработку информации как «мозговую активность, отражающую нашу сознательную психическую деятельность». Дэн Сигел и Тина Брайсон пишут о нисходящем мышлении как о ментальных процессах, протекающих на «верхнем этаже» мозга – в коре больших полушарий.

Нисходящее мышление развивается с течением времени на базе многочисленных связей в префронтальной коре – «исполнительном центре» мозга. Префронтальная кора задействована в планировании и управлении двигательным, когнитивным, аффективным и социальным поведением. Хотя большинство детей в возрасте от трех с половиной до четырех лет уже могут контролировать свое внимание, импульсы и поведение, если приложат соответствующие усилия, окончательное формирование этих способностей может занять несколько лет. Как правило, данный процесс продолжается вплоть до поздней юности. В конце концов, благодаря развитию мозга, подпитываемому стимулирующими и теплыми взаимоотношениями, все мы научаемся сознательно контролировать свои действия, размышлять, планировать и ставить долгосрочные цели.

Только представьте, какую невероятную силу и власть ощущают дошкольники, осознав, что могут управлять своим телом и мыслями! Разумеется, это влечет за собой разного рода эксперименты. (Для родителей этот этап не самый приятный: им предстоит установить определенные ограничения и научить детей, что всему есть предел!) Со стадии экспериментирования начинается активное развитие нисходящих психических процессов, включающих сознательное усилие, интенциональность (преднамеренность) и мышление. Эффективное мышление «сверху вниз» может формироваться в течение многих лет, в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Кроме того, в любой момент его может монополизировать низший, инстинктивный мозг, ориентированный на выживание. Как мы видели в предыдущей главе, обычно это происходит, когда человек ощущает угрозу или опасность.

Прежде чем у ребенка сформируется эффективное мышление «сверху вниз», он полагается исключительно на поведение «снизу вверх». Восходящие способности помогают нам оставаться в живых и присутствуют с рождения. Возникают они не намеренно, а подсознательно. Эти рефлекторные, автоматические реакции известны как «восходящее» поведение и никак не связаны с сознательным мышлением.Такое поведение носит адаптивный характер и обусловлено инстинктивным стремлением к самозащите. В его основе лежит подсознательное восприятие безопасности и угрозы. Согласно Сигелу и Брайсон, за восходящие реакции отвечает «нижний этаж» мозга – в частности, лимбическая система, включая миндалевидное тело.

Очень часто воспитатели, учителя, медработники и родители полагают, будто ребенок действует осознанно, в то время как на самом деле его поведение представляет собой реакцию на стресс, спровоцированную нейроцепцией угрозы. Как пишут Гоулман и Дэвидсон, «многие реакции, которые мы считаем нисходящими, на самом деле восходящие».
Ошибочный вывод о первопричинах поведения ведет к выбору неэффективного способа реагирования на него, как мы уже убедились на примере поведения Риналдо. Вот почему так важно знать, какое поведение мы наблюдаем: нисходящее или восходящее.

Конечно, описание поведения как нисходящего или восходящего предполагает существенное упрощение сложной связи между мозгом и телом. В реальности наше тело, мозг и психика неразрывно связаны между собой через цикл обратной связи. Широкое «шоссе», по которому движется информация в мозге и теле, постоянно трансформируется под влиянием динамического воздействия со стороны центральной и периферической нервной систем. Тем не менее я считаю это упрощение весьма удобным для концептуализации нового подхода к пониманию проблемного поведения подростков.

Мона Делахук — Психология детского поведения. Как помочь ребенку справиться с эмоциональными проблемами

#ДетскаяПсихология #ДетскийПсихоанализ




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика