ТЕСТ АМТХАУЭРА
Групповой тест Амтхауэра предназначается для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года (Amthauer R., 1953). Автор ставил перед собой задачу разработать такой метод, который мог бы использоваться для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии. Амтхауэр включил в свой тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Среднее значение взаимных корреляций между этими фактора-ми в тесте равна 0,36. Тест был разработан в трех параллельных фор-мах. Стандартизация проводилась на выборке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, о = 10. Надежность теста равна 0,97 (корреляция четных и нечетных заданий), при повторном тестировании через год коэффициенты надежности оказались равными 0,83 (по отдельным субтестам 0,50). Валидность теста по критерию успешности обучения в школе равна 0,62.
В тест Амтхауэра входят следующие субтесты: 1 — на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских); 2 — на классификацию понятий; 3 — на установление аналогий: 4 — на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение); 5 — на умение решать простые арифметические задачи; 6 — на умение находить числовые закономерности; 7 — на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости; 8 — на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур; 9 — на заучивание слов. Каждый субтест, за исключением четвертого, состоит из 20 заданий, в четвертый субтест входят 16 заданий.
Ниже приводятся примеры заданий из каждого субтеста.
Задания 1-го субтеста представляют собой предложения, в каждом из которых пропущено одно слово. Испытуемому необходимо из пяти данных на выбор слов подобрать то, которое подходит по смыслу:
Противоположностью понятия «верность» является понятие:
а )любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) вражда.
Во 2-м субтесте испытуемому предлагалось из пяти данных слов вычеркнуть одно, не подходящее к остальным четырем, которые являются сходными по определенному признаку:
а) рисунок, 6) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.
В 3-м субтесте испытуемый должен был установить аналогию: дерево: строгать; железо:
а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.
В 4-м субтесте требовалось отыскать родовое или видовое понятие, объединяющее предлагаемые слова: дождь-снег, правильным понятием будет «осадки».
5-й субтест содержал арифметические задачи:
Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 ч, если его скорость 40 км/ч?
В 6-м субтесте требовалось продолжить числовые ряды, построенные по определенным правилам:
6 9 12 15 18 21 24 ?
В 7-м субтесте испытуемому предлагались изображения плоских геометрических фигур, разрезанные на несколько частей. Необходимо было мысленно соединить части фигуры и определить, какая фигура получится в результате.
В 8-м субтесте испытуемому предъявлялись изображения кубиков с различно обозначенными гранями. Кубики были определенным образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда появлялись новые, неизвестные испытуемому грани. Необходимо было определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен на каждом рисунке.
Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 мин. Целиком весь этот тест проводился за 90 мин (два урока без перерыва). Тест групповой, подготовлен в двух формах — А и Б. Соседи по парте работают с разными формами теста. Исследование проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает инструкции, разбирает примеры, следит за временными интервалами; другой — контролирует правильность заполнения бланков ответов, правильность переворачивания страниц тестовой тетради и т. д.
Таким образом, тест состоит из вербальных, числовых и пространственных субтестов. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления. Амтхауэр предполагал, что с помощью этого теста можно судить о структуре интеллекта испытуемых по успешности выполнения отдельных субтестов. Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагает следующее: если наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, значит, у испытуемого больше развиты теоретические способности, если же по следующим пяти субтестам — то практические способности.