СУПЕРВИЗИЯ
Супервизия — один из методов подготовки и повышения квалификации
в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.
Отличительными чертами этого метода подготовки, по мнению Г. Л. Исуриной, являются следующие. Супервизия не является учебным процессом в собственном смысле этого слова или формой организации обучения и тренинга, где опытный психотерапевт выступает в роли посредника при научении методам и приемам.
Такая направленность супервизии не соответствует ее принципиальным целям.
Супервизия не решает также задачи психотерапии самого обучающегося психотерапевта. Личностные проблемы супервизируемого, касающиеся его частной жизни, не являются сферой супервизии или являются только в той степени, в какой они влияют непосредственно на профессиональную деятельность. Переработка этих проблем в ходе супервизии допустима только в том случае, если они тесно переплетены с профессиональной деятельностью супервизируемого. Супервизия отличается по своим подходам от балинтовских групп, где основное внимание сосредоточено на взаимоотношениях «врач-пациент». Супервизия не является способом контроля за профессиональной деятельностью психотерапевта, а представляет собой обучение посредством консультирования.
Материалом для консультирования в процессе супервизии являются:
1) проблемы самопонимания и самовосприятия (собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования и их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности);
2) теоретические знания и профессиональные действия {осознание того, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют позицию психотерапевта в его профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы);
3) взаимоотношения с другими людьми (прежде всего с участниками супервизии);
4)формальные и организационные вопросы психотерапевтической практики (место психотерапии в системе лечения, взаимоотношения с коллегами и вышестоящими лицами);
5) отношения с пациентом (проблемы обособления, изоляции, зависимости, переноса, ряд других характерных для супервизируемого аспектов его профессиональной деятельности).
Супервизия может осуществляться в индивидуальной и групповой формах.
Индивидуальная супервизия предполагает работу с одним супервизируемым, групповая — работу одного супервизора одновременно с несколькими супервизируемыми. Групповая форма, по мнению Г. Л. Исуриной, имеет преимущество, которое состоит в том, что в группе представлен более широкий опыт психотерапевтической практики, имеется обратная связь, а это способствует развитию действенной профессиональной идентичности.