ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МАССАЖА (окончание статьи).
Лечение массажем — слишком большая роскошь для простого народа, а вот показать успехи новой власти в виде сильной здоровой нации — другое дело.
Идея создания вуза возникла у заведующей школьно-санитарным отделом Народного комиссариата просвещения Веры Михайловны Бонч-Бруевич. Ее предложение получило поддержку у первого наркома просвещения Луначарского А.В., который рекомендовал разместить институт в бывшем дворце графа Разумовского на Гороховской улице (ныне улица Казакова). Так, 29 мая 1918 года был открыт МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — первое в России подобное учебное заведение. Его первым ректором был утвержден крупный специалист по школьной гигиене и физическому воспитанию профессор Варнава Ефимович Игнатьев. Кафедра лечебной физической культуры, массажа и реабилитации РГУФК была основана в 1928 году.
Свою деятельность институт начинал в трудные годы иностранной интервенции и гражданской войны. 1 декабря 1920 года В.И. Ленин подписал утверждение Государственного института физической культуры как высшего «учебного учреждения Народного комиссариата здравоохранения». И Московский институт физической культуры получает статус Центрального института (ГЦИФК).
Еще в царское время было заложено несколько центров по изучению и внедрению физических методов лечения. Один из них был упомянут выше. Это Питерский клинический институт. Также следует упомянуть Томский университет.
В Санкт-Петербурге в числе оставшихся и принявших революцию врачей был молодой приват-доцент ВЕРБОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ.
В то же время среди тех, кому новая власть позволила получить образование был молодой выпускник медицинского факультета Московского университета (1922) ИВАН МИХАЙЛОВИЧ САРКИЗОВ-СЕРАЗИНИ.
Задача медицины была вполне конкретной и продиктована политическими реалиями — вернуть в строй рабочую силу в как можно более короткие сроки. Потому массаж в медицине остался, но был далеко не так широко применяем, как в спорте. Ибо от спорта требовалась массовость и рекорды. А от медицины — быстрое лечение на конвейере.
Тем не менее медучреждения, занимающиеся массажем оставлены были, и они занимались изучением и развитием лечебного массажа. Правда сведений о массовой подготовке массажистов в них нет. Скорее всего в них проходили доподготовку врачи физиотерапевты санаториев и грязелечебниц.
В Ленинграде физическими методами лечения занимался очень энергичный и талантливый профессор БРУШТЕЙН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1873—1947).
Родился 16 апреля 1873 г. в селе Усолье Пермской области. В 1897 г. окончил медицинский факультет Казанского университета и до 1904 г. работал в клинике нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии под руководством В.М. Бехтерева. Одновременно с 1901 г. был ассистентом профессора В.А. Штанге в отделении физических методов лечения Клинического института усовершенствования врачей. В этих учреждениях вел научную работу по клинической невропатологии и вопросам теории и практики физиотерапии. В этот период он также совершенствовал свои знания в Германии и Франции. Из научных работ этого периода наибольшую известность получили: «К вопросу о действии электрического тока высокого напряжения на человеческое тело» (1901), «О вазомоторном центре продолговатого мозга» (1901) и др. В 1910 г. защитил докторскую диссертацию «О влиянии общих электросветовых ванн на сочетательно-двигательный рефлекс у человека», в которой впервые доказывалось рефлекторное действие физических факторов на организм. Ряд работ этого периода был посвящен изучению болеутоляющего действия УФ-лучей и обоснованию эритемотерапии, а также использованию физических методов лечения при травмах военного времени.
На базе одного из военных госпиталей в 1916 г. организовал Ленинградский физиотерапевтический институт, которым руководил до 1931 г. В его стенах под руководством Бруштейна была создана ленинградская школа физиотерапевтов, сохранившая лучшие традиции отечественной физиотерапии до наших дней. Институт стал крупнейшим центром развития физиотерапевтической, мысли в России, а сам Сергей Александрович выполнил ряд важных экспериментальных и клинических работ по физиотерапии. В марте 1917 г. был избран на кафедру физиотерапии Государственного института для усовершенствования врачей и способствовал улучшению подготовки врачей по физическим методам лечения.
В 1920 г. был назначен директором Петроградского института усовершенствования врачей. Благодаря его энтузиазму и энергии положение института заметно упрочилось, наладилась его административно-хозяйственная жизнь, увеличилось число кафедр и курсов, преподавание приблизилось к потребностям переживаемого момента, расширились научные исследования, стал издаваться «Журнал для усовершенствования врачей».
В 1923 г. по его инициативе было создано Ленинградское общество физиотерапевтов. Разнообразна и его издательская деятельность. В 1928-1929 гг. вышло замечательное двухтомное «Руководство по физическим методам лечения», монографии «Физические методы лечения нервных болезней» (в соавт. с Б.М. Бродерзоном), «Физиотерапия заболеваний детского возраста» (в соавт. с Е.Т. Залькиндсоном), «Диатермия», издаются под его редакцией «Основы терапии» (1926), «Ошибки в диагностике и терапии» (1930), «Физиотерапия внутренних болезней» (1936) и др.
В 1930 г. профессор Бруштейн С.А. переезжает в Москву. В московский период (1930-1938) он был научным руководителем Центрального института труда инвалидов, Московского областного института физиотерапии и физиопрофилактики, Института физиотерапии. И здесь он продолжает разрабатывать наиболее актуальные проблемы физиотерапии. Среди опубликованных в этот период научных работ можно особо отметить книги «Физическая терапия в свете новейших течений в патологии» и «Гиперэргические состояния и физическая терапия», а также его программную статью «Пути развития отечественной физиотерапии».
В годы Великой Отечественной войны руководил кафедрой физиотерапии Новосибирского института усовершенствования врачей и одновременно вел активную работу по внедрению физических методов лечения в работу эвакогоспитальной Сибири.
Последние годы жизни он работал над многотомным руководством по физиотерапии, а также вынашивал идею написания монографии по истории физиотерапии.
В это время кроме А.Ф.Вербова переиздавались труды дореволюционные и переводные. Параллельно издавались труды И.М. Саркизова — Серазини по спортивному массажу. По датам публикации первый труд по массажу А.Ф. Вербова был в 1928 году в сборнике «Физические методы лечения» в 2 томе под ред. проф. Бруштейна С.А.
У Саркизова — Серазини первые публикации по массажу относятся к 1935 году. Более ранние работы относятся к системе закаливания и водолечения. Также Иван Михайлович увлекался гомеопатией. Имеется небольшой труд по данной дисциплине, изданный автором в 1925 году на свои средства.
Рубежом, подводящим итоги трудов этих двух великих специалистов в области массажа, стали военные и послевоенные годы.
В 1941 году выходит первое издание книги Вербова, затем в военное время, в 1943 году — второе издание. В 1947 выходят сразу две книги: Третье издание «Основы лечебного массажа» А.Ф. Вербова и четвертое издание «Спортивный массаж и самомассаж» «Саркизова — Серазини. (предыдущие издания 1937, 1939 и 1946 гг).
Надо сказать, что в 1946 году выходит работа проф. Флерова, посвященная массажу по системе Манакова, а до того им же была написана статья по шведскому массажу в 1939 году.
Серазини активно ввел в классику техники финского массажа узнанные им от спортивного врача В.И. Канерва, с которым активно сотрудничал до 1937 года, когда талантливый врач, чьи знания послужили основой школы спортивного массажа, был репрессирован, (реабилитировали его только в 1961 году и в 1962 году он умер).
В работах 1941 — 1947 гг. была сформирована А.Ф. Вербовым школа советского лечебного массажа. Заложены все основные принципы.
По-прежнему активно готовились кадры только спортивных массажистов.
В лечебном направлении более велась методическая и исследовательская работа. Публикаций по темам массажа за время правления Сталина практически нет, кроме указанных авторов. Разве что совсем небольшие и незначимые. Только после его смерти стали появляться первые работы других авторов по массажу. В период 1953 по 1965 появилось ряд работ по самым разным направлениям лечебного применения массажа — массаж при рахитах, при сколиозах, детский массаж, при ожирении, при нервных и сосудистых расстройствах… Закладывались основы последующего этапа научно-врачебного периода развития массажа.
То есть уже заканчивалось техническое развитие, уже новые приемы не вносили принципиальной новизны, и развитие переходило в более глубокую научную фазу — технологическую. Разрабатывались и исследовались специализированные технологии массажа при лечении различных проблем.
В 1958 и 1966 годах выходят четвертое и пятое издания «Основ лечебного массажа» А.Ф Вербова.
Примерно с 1973 года начинается новый этап в развитии массажа в нашей стране.
Медики начали готовить кадры массажистов более активно. Новый период в массаже связан с целым рядом имен, но первой в этом ряду следует назвать НАТАЛЬЮ АРОНОВНУ БЕЛУЮ.
Что я имею в виду говоря о новом этапе и новом периоде?
Новый этап развития — это этап развития целенаправленных лечебных технологий.
Если мы возьмем книгу Вербова, то мы увидим там диалог с читателем, рассуждение на тему ПРИНЦИПОВ применения массажа при тех или иных проблемах, болезнях. То есть дается логика воздействия приемов на процессы происходящие в организме и влияние на патологию. То есть в книге даются ключи понимания работы, но не готовые рецепты. В 70х годах массаж двинулся в массы и скоро встала задача массового внедрения массажа в медицину, то естественно встала задача и подготовки специалиста. Подготовка специалиста знающего массаж на уровне понимания требует длительного времени — не один год, в том числе и солидного пакета базовых знаний. Это невозможно сделать быстро и массово. Чтобы в лечебном процессе отделить интеллектуальный продукт от его носителя, и сделать возможным его применение не интеллектуальным исполнителем он должен быть выделен в некий СТАНДАРТНЫЙ агрегат, например как микросхема. Припаять ее — труд простой, а начинка — делается отдельно. Каждый исполнитель приделывает свой узел в соответствующем месте и в итоге получается агрегат высокой сложности, который не может сделать ни один исполнитель по отдельности.
Итак: например возьмем недуг и разработаем доскональную схему массажа для борьбы с ним. Чтобы схема получилась оптимальной и обоснованной необходим труд очень квалифицированного человека, а то и целой бригады. Но вот схема готова и обкатана.
Исполнить массаж по готовой схеме — труд не требующих особых знаний, а более навыков работы. То есть создалось следующее положение:
врачи разрабатывают методики, своего рода трафаретные рецепты действий массажиста, для самых разных случаев использования массажа для лечения.
Врачи обучают этим методикам средний медперсонал и именуют их массажистами после обучения. Врачи определяют место и вид массажа в процессе лечения различных болезней, а массажисты исполняют предписанный вид массажа.
Такая схема позволила достаточно быстро внедрить массаж, как метод лечения в отечественную медицину. Безусловно, положительной стороной было то, что подход обеспечил массовость применения массажа. Утвержденные методики массажа означали самое высокое качество их создания. Методики создавались лучшими специалистами и отрабатывались в практическом применении, а значит превосходили любую импровизацию даже хорошего специалиста. Конвейерный подход обеспечивал прогресс во всем мире в сфере массового производства.
В 1964 году ушел из жизни Иван Михайлович Саркизов Серазини, передав эстафету в руки А.А. БИРЮКОВА и оставив после себя огромное количество учеников и целое направление в массажной науке.
В 1977 году умер Александр Федорович Вербов…
В спортивном массаже помимо Бирюкова эстафету подхватили Макаров, Зотов, Дубровский.
В лечебном направлении Н.А Белая, Куничев Л.А.
Универсальные направления охватывают Фокин В., Васечкин В.
Характерная особенность книг этого периода — обильное приведение методик массажа при различных заболеваниях в лечебном массаже. И развитие дифференцированного, частного подхода в спортивном массаже.
Внедряются новые подходы, такие как сегментарный массаж и соединительнотканный.
Внедряется китайский подход и понятия рефлекторных точек.
Практически в каждой поликлинике появился массажный кабинет. Не говоря о санаториях и профилакториях. При сравнительно небольшом объеме серьезных изданий печатается огромное количество материала в периодике.
Итак, какие отличия периода врачебно-ортодоксального подхода от общей тенденции научного периода.
В эпоху расцвета научного периода массажа (1860 — 1914 гг.) в центре всех этапов процесса стоял врач, как личность творческая и ответственная, принимающая решения на всех этапах лечебного процесса. Уже тогда была практика использования труда обученного механике движений и азам общей массажной науки, младшего персонала. Но на сеансах врач был наблюдателем и куратором процесса, особенно на первых, когда идут максимальные изменения.
В период врачебно-ортодоксального подхода полагалось достаточным изучение стандартных методик массажистом и предписание врача на процедуру, регламентирующее процесс. При этом ответственность за весь лечебный процесс несет врач.
Такое разделение породило определенные напряжения: как бы массажиста не учили методикам и приемам, все равно в силу особенностей личной биомеханики и нервной системы исполнение у каждого массажиста свое. И крупный мощный массажист массирует совсем иначе чем хрупкая девушка. Более того реакции каждого организма на массаж свои. То есть ручной массаж стандартизировать невозможно, даже если создать эталонные машины-манекены с показанием усилия и тренировать на них, все равно личностные отличия сохранятся. А в массаже эффект зависит совсем не от выбранных приемов, а от дозировки воздействия. Один и тот же прием в исполнении разных массажистов будет иметь совсем разный эффект. То есть стандартизация процедуры для массажистов — это полная утопия. Неисполнимая мечта. В какой-то мере стандартизация достижима либо на механическом уровне исполнителя (программируемый аппарат для массажа), либо на понятийном уровне (разогрев, расслабление, дренаж отдельных участков и особенности техники, например, отсутствие энергичных растираний, медленный темп разминаний и т д.).
Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: какую же школу следует называть классической, и какая приставка должна быть — «русская» ,»Российская» или «Советская». Термин «русская» не правомочен, т.к. данный массаж не является носителем русских народных традиций и сама база как таковая не является национальной и народной.
Период создания техник приходится на время единого государства «Советский Союз» и использованы были труды не только российских ученых. Потому и слово «Российская» также не применимо к технике. То есть наиболее правильным исторически мне кажется термин «Советская школа классического массажа»
К каким направлениям или школам этот термин применим? В принципе нельзя противопоставлять заслуги и уровень значимости трудов этих двух великих ученых. В равной степени они — классики.
Но… исходно классический массаж создавался как лечебная техника. Начиная от времен Метцгера и Мойзенгейля и включая Заблудовского и др. То есть логично термин «Советская классическая школа массажа» применять в отношении школы Вербова и его последователей — относить к лечебному направлению.
А Школу Саркизова-Серазини (приемник А.А. Бирюков) отнести к «Советской школе спортивного массажа» как и писал сам основатель. Возможно уместен будет термин «Классическая советская школа спортивного массажа». Но именно с добавлением слова СПОРТИВНЫЙ. Ибо просто классика — это исходно лечебный массаж.
Наталья, очень ценная информация Вами озвучена. Массаж — это очень эффективный метод для восстановления человека.
Классный материал! прочитал целиком на одном дыхании.