ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
• Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
«Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.
•Упражнения на развитие динамической координации движений. «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.
«Пальцеход» — на плотном картоне нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
•Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
• Упражнения на развитие координированных графических движений.
«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
• Упражнения с предметами:
-составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
-составление цепочки из 6—10 и более геометрических фигур разного цвета с соблюдением очередности цветов;
-вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
-нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин;
-сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
-застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
-завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
-складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
-стирание ластиком нарисованных предметов;
-надевание и снимание колечка Су-джока (массаж пальца);
-комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
-прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
-нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью;
• Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма. Имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки, пальчики танцуют.