ДЕЛО В ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАМЕ?
Как то один учитель начальных классов сказала мне, что есть обучающие задания, а есть развивающие. И, если у ребенка трудности с освоением программы, нужны развивающие.
Странно, — подумала я. Разве школьное обучение не развивает? Еще как развивает. Оно тем и занимается. Даже когда учитель составляет план урока, он ставит себе три цели — обучающую, развивающую и воспитательную.
Возьмем царицу наук- математику. Еще Михаил Ломоносов говорил про нее так: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Это совершенно справедливо. Ведь в математике все точно. Действует все по одним и тем же законам и формулам, алгоритмам. Во всем есть четкая система, структура. Нет вольностей и неоднозначностей, как в изучении русского языка. Это в русском языке можно слово «творог» произнести с ударением как на первый, так и на второй слог. А в математике нет, 2•2=4, «а не 6, а не 7- это ясно всем!»
Но математика ум приводит в порядок не только за счет своей точности и последовательности. Она очень хорошо развивает концентрацию, переключаемость и распределение внимания, удержание программы и контроль действий, рабочую память.
Например, если ребенок изучил прямой порядковый счет до десяти, то обратный порядковый счет будет развивать функции планирования и концентрацию внимания. Поскольку, чтобы посчитать в обратном порядке, необходимо подумать, а какое число стоит перед десяткой, а потом перед девятью… Проявляется осознанность, контроль при воспроизведении числового ряда. А прямой счет выучивается как песенка, особо задумываться уже не приходится.
В изучении темы «компоненты сложения» и правила: «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется», хорошо давать задание обращать внимание на примеры с одинаковыми слагаемыми среди всех прочих. А для чего это знать? Чтобы быстрее решать примеры. Тем самым развиваем рабочую память, распределение внимания, удержание программы действий и повышаем мотивацию.
Математика развивает мыслительные операции сравнения, классификации, абстрагирования, анализа, обобщения. Когда мы даем задание сравнить примеры и поставить между ними знак равно, меньше или больше. Когда сравниваем вопросы к задачам при одних и тех же условиях. Еще больше контроля и интереса развиваются при задании самому придумать условия задачи и вопросы к ней, начертить схему к задаче, задать вопрос так, чтобы задача решалась сложением (вычитанием) и т. д. Постоянное усложнение и смена типов задач развивают внимательность, гибкость мышления, операции сравнения, анализа и обобщения на более высоком уровне.
Конечно, развивающий эффект будет больше при подаче нового материала в провокационной форме, или в самостоятельном обнаружении учениками закономерностей. Например, при изучении правил русского языка. «Вот слово «зуб». Я не слышу четко согласную на конце. То ли б то ли п? Но произношу «зубы» и хорошо слышу б. В слове «комод» подобная ситуация. Однако в слове «комоды» отчетливо произносится д. Рукав — рукава, мороз- морозы, коробка- коробочка, сторож- сторожить, снег- нет снега… Ребята, что вы замечаете? Каким образом согласные стали хорошо слышимы? Как эти согласные называются? А какой части слова это касается? Значит, что можно сделать, чтобы их проверить? Давайте выведем правило, как можно проверить парные согласные…». Вот она откуда берется, та самая познавательная мотивация. Ученик сам! Сам вывел правило! Он чувствует себя активным участником процесса обучения, а также чувствует свою общность, причастность к русскому языку, который по-настоящему становится для него родным.
Если бы учитель давал готовое правило, то развивающего эффекта в виде нахождения закономерностей не произошло бы, также как и мотивации к изучению русского языка.
Важно отметить, что зубрежка при обучении нужна, пожалуй, совсем немного. В начальной школе, в основном, это таблица умножения, да и то, надо знать, откуда она берется и как умножение заменить сложением. Все остальное необходимо понимать, представлять, а не зубрить.
Возьмем обучение чтению открытых слогов. Можно бездумно предъявлять ученику слоговые ряды с повторяющимися гласными:
ба- бо-бу- бы- бэ
ва-во-ву- вы-вэ
ла-ло-лу-лы-лэ
ма-мо-му-мы-мэ
и так дальше.
А потом удивляться, а от чего у него сложности с прочтением слова МЫ-ЛО? Он же только что читал эти слоги? Потому что чтение слов требует большего объема удержания произнесенной информации, контроля зрительного и кинестетического, а он только песенку хорошо заучил: ба- бо- бу- бы- бэ…Ва-во-ву-вы-вэ… Чтобы добиться именно прочитывания слогов, нужно хотя бы поменять слоги местами в каждом ряду.
Процесс письма — это вообще сопряжение всех способностей ребенка. При нем работают все моторные и психические функции: и зрительно-пространственные, и программно-контролирующие, и функции поддержания активного бодрствования, и слухоречевые, и мыслительные… всего за раз не перечислишь. Письмо наиболее трудный процесс, да что там процесс! В нейропсихологии письмо — это отдельная психическая функция. Ведь при письме необходимо не только технически правильно писать буквы и их соединения, но и думать о том, что пишешь, хорошо воспринимать свою речь и речь учителя, слышать все интонационно- мелодические особенности речи, четко выделять все звуки в словах и кодировать их в буквы. Все мозговые функции работают в едином ансамбле. Такого в математике нет. Поэтому математика чаще дается детям легче, чем предмет русский язык. А вы говорите, школьное обучение не развивает. Только бы избежать при формировании письма бессмысленных и ненужных действий, типа обводилок в прописях или бездумного списывания целых предложений.
Оказывается, дело не в обучающей программе. В целом, знания начальной школы практически одинаковые для всех программ. А все дело в том, как учитель преподносит материал, соблюдается ли логика, преемственность знаний при подаче материала. А также, отслеживается ли усвоение материала учеником, вовремя ли предпринимаются меры по устранению пробелов. А вот по поводу последнего сложнее, когда в классе тридцать человек. Поэтому ответственность за это распределяется между учителем, учеником и родителем. Очень важно понимать каждую тему, иначе не освоится последующая, основанная на знаниях предыдущих. Вот вам отсюда и нежелание учиться, и закрепление ощущения несамостоятельности, и страха «русского языка» или математики.
Да, можно написать разные учебно-методические комплексы со своими учебниками, но главным источником знаний остается учитель, его подход к обучению и отношение к своему делу. Может, стоит дать нашим учителям думать, творчески подходить к своему делу, а не быть исполнителями чьих-то навязанных им программ и написанных далеко не всегда профессионально учебников? В год педагога и наставника хочется особо обратить на это внимание.
Второй момент- это возможности самого ученика. На практике дети, имеющие трудности с усвоением знаний, попадают в классы, где обучают по сложным для их уровня способностей программам. Сплошь и рядом. Третья сторона — реальна ли необходимость в создании учебников, в которых всем известное правило «жи — ши пиши с буквой и», переиначено так, что диву даешься! Какую цель мы преследуем? Создать и продать как можно больше учебников или чтобы ученик запомнил это правило раз и навсегда?
Недаром многие в этот момент вспоминают систему советского образования. Но возвращение к старому- это утопия. Надо анализировать опыт прошлого и брать лучшее, совмещая с новыми реалиями. А реалии таковы, что половина класса- это дети с неврологическими, зрительными и другими нарушениями. Проблема до сих пор остается в здравом смысле и профессиональном подходе, учете физиологии и психологии школьного возраста. Куда делись парты с наклоном, позволяющим соблюдать ортопедический режим? Почему дети с ЗПР и речевыми нарушениями должны изучать иностранный язык со второго класса, когда русский язык дается с великим трудом? Зато отдельных уроков чистописания у нас нет, а проблемы почерка у каждого второго ученика. Список вопросов можно продолжать бесконечно.
Школьное обучение задействует высшие психические функции ребенка, а, значит, и развивает их. Правильно выстроенное объяснение материала и его закрепление с соблюдениями принципов постепенного усложнения, превращается в инструмент по развитию и даже коррекции внимания, памяти, речи и мышления ребенка.
Только бы здравый смысл ко всему, только бы…
Педяш Наталья Александровна
https://www.b17.ru/article/464291/